Педагог-психолог Терещенко Екатерина Николаевна Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется
важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу. Близкие, взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются
с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с учеником. Таким образом, ребенок открывает для себя новое место в
социальном пространстве человеческих отношений. Новая социальная ситуация развития ужесточает условия жизни
ребенка и выступает для него как стрессовая. В школе в условиях новой жизни
активно развивается способность к рефлексии, необходимость которой связана с
выполнением умственных операций: анализом учебных задач, контролем и организацией
исполнительских действий. В традиционной школе происходит стандартизация условий
жизни ребенка, в результате выявляется множество отклонений от предначертанного
пути развития: гипервозбудимость, гиперактивность, выраженная заторможенность.
Эти отклонения ложатся в основу детских страхов, снижающих волевую активность
ребенка. Общая восприимчивость к воздействию окружающих условий
жизни, свойственная детству, содействует развитию адаптационных форм поведения,
рефлексии и психических функций. В большинстве случаев ребенок приспосабливает
себя к стандартным условиям. Ведущей деятельностью становится учебная. Помимо
усвоения специальных умственных действий, обслуживающих письмо, чтение,
рисование, труд и прочее, ребенок под руководством учителя начинает овладевать
содержанием основных форм человеческого сознания (науки, искусства, морали и
др.) и учится действовать в соответствии с традициями и новыми социальными
ожиданиями людей. В новых отношениях со взрослыми и со сверстниками ребенок
продолжает развивать рефлексию на себя и других. В учебной деятельности,
притязая на признание, ребенок упражняет свою волю к достижению учебных целей.
Добиваясь успеха или терпя поражение, он попадает под влияние сопутствующих
негативных образований (чувству превосходства над другими или зависти).
Развивающаяся способность к идентификации с другими помогает уменьшить
воздействие негативных образований и развить принятые позитивные формы общения. В конце периода детства ребенок продолжает развиваться
телесно. Телесная активность, координированность движений и действий, помимо
общей двигательной активности, направлены на освоение специфических движений и
действий, обеспечивающих учебную деятельность. В условиях ужесточения требований к ребенку возникает
необходимость воздержания с его стороны от ситуативных импульсивных желаний, и
обязательная самоорганизация создают изначально у ребенка чувство одиночества,
отчужденности себя от близких. Перед ним встает необходимость принятия
ответственности за свою новую жизнь, а также организации своего дня. Таким
образом, младший школьник учится управлять своей волей.
Успехи ребенка в освоении норм жизни в новых условиях
формируют у него потребность в признании не только в прежних формах отношений,
но и в учебной деятельности. Характер адаптации к условиям жизни в младшем
школьном возрасте и отношение к ребенку со стороны семьи определяют состояние и
развитие его чувства личности. |