Ответы на вопросы родителей будущих первоклассников
20.11.2013, 14:04
Педагог-психолог Терещенко Екатерина
Николаевна
Вы спрашиваете…
Мы отвечаем…
1. Нужно ли беседовать с ребенком на тему «Школа»?
Даже при наличии у ребенка необходимого запаса знаний,
навыков, умений, уровня интеллектуального, волевого развития, ему трудно
будет учиться, если нет необходимой готовности к социальной позиции
школьника.
Положительное отношение к школе включает как
интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять
социальное положение: стать школьником. Не только понять, но и принять
важность школьного обучения, уважения учителя, товарищей по школе.
Родителям важно знать уровень сформированности
положительного отношения к школе, чтобы определить путь формирования интереса
к ней. Сознательное отношение к школе связано с расширением и углублением
представлений об учебной деятельности, с созданием сознательного отношения.
Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только
понят, и прочувствован, пережит ими. Расскажите о своих любимых учителях,
прочтите рассказы о школе, посмотрите фильм. Это будет активизировать его
сознание, чувство, создаст положительную установку на учебу в школе.
2. Насколько важна физическая готовность ребенка к
обучению в школе?
Обучение в школе потребует от ребенка большой физической
нагрузки, способность управлять своими движениями телом. Нередко, именно
из-за недостаточности физического развития, физических качеств, некоторые
дети отстают в учении. Важно развить у ребенка ловкость, координированность,
гибкость, силу, выносливость. Последнее качество является важной
характеристикой физического развития. Это качество тесно связано с
работоспособностью, так необходимой для достижения успеха в учебной
деятельности. Из-за недостаточности развития мелкой моторики у ребенка
возникают описки, пропуски букв.
3. Почему ребенку трудно управлять своим поведением?
Ребенку в 6 лет трудно управлять своим поведением, потому
что у него еще недостаточно развита воля. Произвольным, т. е. управляемым,
должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность
ребенка: внимание, память, мышление. Ребенку необходимо уметь наблюдать,
слушать, запоминать, добиваться решения поставленной учителем задачи. Для
развития у дошкольника воли необходимо помочь ему устанавливать отношения
между целью действий и их мотивами.
4. В чем различие в системе взаимоотношений
«ребенок-педагог» в детском саду и школе?
При поступлении в школу у ребенка изменяется система
отношений в межличностном общении. Отношения становятся более деловыми, тогда
как в детском саду они были более эмоциональными, личностными и
индивидуальными. В школе ребенок оценивается по выполненным делам. Важно
постепенно готовить ребенка к системе новых отношений в школе.
5. Какие советы вы можете дать по воспитанию «чувства
долга» у дошкольника?
Надо иметь в виду, что в понятие «чувство долга» главное
не «долг», а «чувство». А чувство воспитывается не окриком: «Ты
должен…сделать!». Чувство не возникает по приказу. Чувство может возникнуть в
ответ на ваше чувство, на вашу любовь и понимание.
6. Могут ли быть ограничения в просмотре телепередач для
дошкольника?
Ребенок не должен смотреть все телепередачи. Ограничения
должны вводиться безоговорочно. И твердо придерживаться относительно
принятого решения. Нужно помнить и то, что ребенок воспринимает фильм, не так
как взрослый. Поэтому лучше смотреть телевизионную программу вместе и
обсуждать с ребенком впечатления от увиденного.
7. Почему не все дети одинаково овладевают чтением,
письмом? Ведь со всеми в равной степени занимаются воспитатели, а в школе их
учит один учитель?
Навыки чтения и письма не у всех детей одинаково быстро
формируются. Причин этому много, но главная – у ребенка не достаточно развита
речь, фонематический слух в частности. К концу дошкольного возраста ребенок
должен уметь производить звуковой анализ слов. Научить его можно используя
интересные игры, например, разрезать полоски бумаги разного цвета и размера и
с помощью их учить ребенка строить модель слова. Тогда ребенок как бы
«увидит» речь. Важно, чтобы он рассказывал, что делает. Полезно подобрать
занимательный материал: ребусы, лото, картинки по которым можно
последовательно рассказать об изображенном. Развивая речь ребенка, важно
вспомнить нелепицы, перевертыши, небылицы. Их очень любят дошкольники. Они
значительно совершенствуют речь дошкольника, которая в старшем дошкольном
возрасте становится основной перестройки психических процессов, орудием
мышления.