Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ№16
Пасынков И.А.___________
Методические рекомендации
по разнообразным формам
социально-педагогического
консультирования
(из опыта работы).
Составитель:
Шмакова Светлана Владимировна,
социальный педагог МБОУДОД «ДООспЦ»
города Владимира
Рецензия на методические рекомендации по разнообразным формам консультирования
социального педагога ДООспЦ г. Владимира
С.В. Шмаковой
Рецензент: зам. директора по ВР МОУ СОШ №16 Е.С. Патрикеева.
Проблема социально-педагогического консультирования считается весьма актуальной для всех участников образовательного процесса.
Актуальность и необходимость предложенных методических рекомендаций заключается в том, оказание консультативной помощи всегда индивидуально и каждый раз социальный педагог ищет адекватный вариант помощи в каждом конкретном случае.
Методические рекомендации состоят из введения, рассмотрения содержания социально-педагогического консультирования, разнообразных форм консультирования и списка литературы. Представлены критерии эффективности консультационной работы и даны рекомендации социальному педагогу по консультированию.
Эти рекомендации помогут классным руководителям и социальному педагогу эффективно организовать целенаправленную работу со всеми участниками образовательного процесса школы по решению возникающих социально-педагогических проблем.
Зам. директора по ВР: Е.С.Патрикеева
1. Введение.
Существенным направлением деятельности социального педагога является оказание социально-педагогической консультационной помощи всем участникам образовательного процесса, имеющим проблемы, в вопросах личностного развития, позитивной социализации, жизненного самоопределения и других.
Оказание социально-педагогической консультационной помощи в работе социального педагога всегда индивидуально и нет готовых рецептов для каждого конкретного случая: каждый раз социальный педагог ищет уникальный, только в этой ситуации адекватный вариант помощи субъекту образовательного процесса (взрослому или ребенку). И в этой сложной и интересной работе социальный педагог всегда обращается к опыту профессионалов - приемам, формам и методам оказания квалифицированной помощи.
Проведение социально-педагогического консультирования требует наличия практического опыта и необходимых навыков:
- выявление проблем, нахождение нужной информации;
- разработка предложений для совершенствования работы или поведения; общение с людьми;
- планирование и изменение и т.д.
Обычно к социальному педагогу обращаются, когда необходимо беспристрастно взглянуть со стороны на свои проблемы, обосновать перед кем-либо свои решения, получить специальные знания.
2. Содержание консультирования.
Консультация – совет, разъяснение кому-либо по какому-нибудь вопросу, а также форма организации занятия, проводимого в виде собеседования индивидуально (по группам) по мере необходимости.
Консультирование – любая форма оказания помощи в отношении содержания процесса или структуры задачи, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает в ее разрешении. Консультирование – оказание услуг по:
- выявлению проблемы,
- анализу проблемы,
- практические рекомендации, советы, помощь по разрешению проблемы.
Фазы и содержание процессов консультирования.
1.Подготовка:
1) первый контакт с консультируемым;
2) предварительный диагноз проблемы (чем могу помочь);
2.Выявление проблемы:
1) основные проблемы консультируемого;
3.Планирование действий:
1) выработка решений (решение проблемы);
4.Внедрение:
1) помощь в осуществлении;
5.Завершение:
1) оценка;
2) планы на будущее;
3) уход консультируемого.
Проблема, которая существует у консультируемого, может быть рассмотрена с помощью основных аспектов:
- Сущность (содержание);
- Сфера, к которой относится проблема;
- Уровень владения проблемой;
- Временная перспектива (как давно существует данная проблема).
Методы воздействия:
Существует несколько методов воздействия (влияния):
- демонстрация теоретических знаний и опыта;
- использование настойчивого убеждения;
- выработка общего взгляда;
- использование участия и доверия, поощрений и наказаний, чувства напряженности и тревоги;
- моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.
3. Формы консультирования.
1.ИНДИВИДУАЛЬНОЕ:
а) с детьми;
б) с родителями;
в) с педагогами.
П. ГРУППОВОЕ:
а) с детьми;
б) с родителями;
в) с педагогами.
Сфера рассматриваемых вопросов при индивидуальном консультировании.
С детьми:
-Правовая (употребление спиртных напитков, КоАП, УК РФ и др.);
-Межличностная (конфликт);
-Профилактическая ( пропаганда ЗОЖ);
С родителями:
-Межличностная (конфликт);
-Правовая (перевод детей, дистанционное обучение, опекунство);
-Проблемы воспитания (ситуация в семье, нежелание учиться, адаптация, игромания, субкультуры).
С педагогами:
-Социальная (социальные паспорта, оформление документов на КДНиЗП);
-Межличностная (конфликт, дисциплина);
-Работа с опекаемыми;
-Правовая (щадящая аттестация, СК РФ, КоАП, УК РФ и др.).
Сфера рассматриваемых вопросов при групповом консультировании.
С детьми:
-Правовая (употребление спиртных напитков, КоАП, УК РФ и др., права детей);
-Межличностная (конфликт);
-Профилактическая (пропаганда ЗОЖ, игромания).
С родителями:
-Межличностная (конфликты, ситуация в классе);
-Правовая (родительские всеобучи, родительские собрания по КоАП, УК РФ, СК РФ, субкультуры);
-Социально - аналитическая (анализ анкет детей).
С педагогами:
-Профилактическая (межведомственные профилактические операции, профилактика правонарушений);
-Правовая (по запросу);
-Аналитическая (анализ работы, профилактических недель, анкет и т.д.);
4.Критерии эффективности консультационной работы.
- Количество обращений учителей, родителей, других участников образовательного процесса (администрация, педагоги, учащиеся);
- Структура запросов;
- Изменение личностных особенностей и поведения консультируемого (для ИК учащихся).
Результативность.
Учебный год
|
Количество консультаций: дети, родители, педагоги
|
Общее количество консультаций
|
2010 - 2011
|
Дети – 68
Родители – 61
Педагоги - 57
|
186
|
2011 - 2012
|
Дети – 72
Родители – 65
Педагоги - 63
|
200
|
2012 - 2013
|
Дети – 77
Родители (опекуны) – 79
Педагоги - 73
|
229
|
5. Рекомендации по консультированию
- Систематически выступать на педсоветах и перед администрацией с результатами проведенных исследований, давать практические рекомендации по проведенной работе;
- Регулярно приглашать на консультации обучающихся и их родителей, других участников ОП;
- Постоянно повышать профессиональный уровень;
- Необходимо иметь «Журнал консультаций».
Рекомендации по ведению «Журнала консультаций».
В «Журнале консультаций» записывается:
- дата, тема консультации;
- Ф.И.О. обратившегося, контактный телефон;
- суть проблемы;
- примечание (могут быть результаты диагностики, принимаемые меры, контроль, продолжение наблюдения и т.д.).
- Список литературы.
- Словарь - справочник по педагогике /авт.-сост. В.А.Мижериков; под общ. ред. П.И.Пидкастого. – М., 2004.
- Титов В.А.Социальная педагогика. – М., 2010.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995.
|