Анализ системы работы социального
педагога МБОУ «СОШ №16» города Владимира по профилактике правонарушений за 2011/2012
учебный год В 2011–2012 учебном году педагогический коллектив школы и социальный педагог работали над формированием всесторонне развитой, образованной, физически и нравственно здоровой личности, владеющей ключевыми компетентностями и готовой к саморазвитию, самореализации и профессиональному самоопределению, что определило основные задачи профилактической работы по предупреждению правонарушений, курения, употребления алкогольных напитков, наркотических и психотропных веществ. Был организован правовой всеобуч учеников школы и их родителей. Осуществлялся регулярный контроль за посещаемостью и успеваемостью обучающихся, особенно состоящих на различных видах учета. Для решения данных задач социальным педагогом проводилась работа по определенной системе. Цели и задачи работы социального педагога. • формирование активной жизненной позиции; • личностное развитие школьников; • содействие проявлению и развитию творческих способностей обучающихся; • формирование гражданской позиции; • создание условий для сохранения здоровья детей, их физического совершенствования; • предупреждение возникновения проблем развития учащихся; содействие в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, выборе образовательного и профессионального маршрута, успешном решении проблем взаимоотношений с субъектами образовательной и повседневной деятельности. 1. Индивидуальная профилактическая работа с детьми, состоящими на разных видах учета. С данной категорией учащихся социальным педагогом совместно с учителями и классными руководителями проводились беседы, совместные мероприятия, оказывалась помощь в общественных делах и личных проблемах. Индивидуальные беседы и консультации с обучающимися и их родителями отражены социальным педагогом в Журнале протоколов индивидуальной работы с учащимися и родителями по профилактике правонарушений (90 индивидуальных бесед). В учебном году (сентябрь, ноябрь, апрель-май) проведены профилактические беседы социального педагога с учениками 5–10-х классов по профилактике правонарушений, по безопасному образу жизни. Составлены и успешно выполнены планы совместной работы школы с ОДН ОП № 1 (по Ленинскому району г. Владимир) УМВД РФ по г. Владимиру на 2011–2012 учебный год (объявлены благодарности социальному педагогу от ОДН ОП №1 от 05.10.2011 года и от 22.05.2012 года). 2. Работа по выявлению и учету несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении. В течение года велась активная работа по выявлению и учёту несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Социальным педагогом заведены и активно используются следующие документы: - картотека на детей, состоящих на внутришкольном и других видах учёта; - картотека на детей-сирот и опекаемых; - картотека на детей, находящихся в социально-опасном положении; - картотека детей группы риска; - картотека детей-инвалидов; - индивидуальные планы работы с детьми, состоящими на разных видах учета; - индивидуальные планы на детей-сирот и опекаемых; -социальный паспорт на каждый класс школы, что позволяет более корректно, психологически грамотно воздействовать, воспитывать и индивидуально корректировать социальное поведение каждого ребенка и классный коллектив в целом. 3. Работа с неуспевающими и не посещающими школу без уважительной причины учащимися. С целью профилактики пропусков занятий социальным педагогом регулярно проводится индивидуальная и групповая работа с учащимися и их родителями (беседы, консультации, посещение на дому, правовые всеобучи и т.д.). Индивидуальная и групповая работа социального педагога с неуспевающими, недисциплинированными школьниками ведется на основе составленной ей Программы коррекционно-развивающей работы с учащимися девиантного поведения (.рецензент: кандидат педагогических наук, доцент кафедры Социальной педагогики и психологии ф-та психологии ВлГУ И.Р.Сорокина). Программа рассмотрена и утверждена на Педагогическом Совете школы. Занятия, проводимые с учащимися девиантного поведения, записываются в Журнал учета групповых и индивидуальных форм работы социального педагога (проведено более 120 занятий). С детьми, не посещающими школу без уважительной причины, проводится большая работа. Строго ведется контроль за посещаемостью учащимися уроков классными руководителями, социальным педагогом и администрацией школы. Анализ посещаемости учащимися школы рассматривается каждую четверть на заседаниях Совета профилактики и на совещаниях при директоре. Не посещала школу по неуважительным причинам в течение учебного года одна ученица. Причина – нежелание учиться. Девочка была принята в прошлом учебном году из школы-интерната, где тоже были большие проблемы. Социальным педагогом отправлено 5 ходатайств в ОП №2 УМВД России и 2 ходатайства в Управление образования (отдел опеки и попечительства). Мать девочки неоднократно (8 раз) вызывалась на Совет профилактики школы и в городскую КДНиЗП. Семья ученицы посещалась социальным педагогом (совместно с инспектором ОДН и классным руководителем) 5 раз. Однако, прилагаемые усилия желаемого результата не дали. 4. Профориентационная работа. Проводилась профориентационная работа с учащимися 9 и 11 классов по утвержденному плану (анкетирование, диагностирование, классные часы, индивидуальные беседы, экскурсии, городская Ярмарка учебных мест). Все учащиеся 9 и 11 классов поступили в учреждения среднего профессионального и высшего образования (проведен контроль по учебным заведениям, составлена картотека на выпускников, документы переданы в Департамент образования). 5. Досуг учащихся. В течение учебного года был организован досуг воспитанников школы, в том числе и детей, состоящих на разного видах учета: - спортивные секции и кружки (волейбол, футбол, волейбол, теннис, рукопашный бой, Школа единоборств, плавание); - художественно– эстетический цикл кружков (студия «Шанс», студия «Улыбка», танцевальный кружок, Художественная и Хореографическая школа). Более 65 процентов учащихся школы посещают кружки и секции дополнительного образования. Некоторые из ребят посещают 2 и более кружка или секции. Среди учащихся, состоящих на разного вида учетах, в кружках и секциях постоянно занимаются 82% учащихся, 12% - эпизодически (часто меняют предмет увлечения). Учащиеся, состоящие на разного вида учетах, принимают участие в организации и проведении общешкольных праздников. Для учеников проводились мероприятия, в рамках которых реализовывались их способности и открывались новые возможности ребят, что способствовало профилактике правонарушений: Февраль – профориентационная работа (анкетирование, классные часы, экскурсии в учебные заведения и на предприятия города, организация и проведение на базе школы городской Ярмарки учебных мест); февраль–май: - месячник по гражданско-патриотическому воспитанию; - декады: правовых знаний, по ДТП, по ЗОЖ и другие; - подготовка и выступление на праздничных концертах;
- участие в городских конкурсах социальных проектов по ЗОЖ и профилактике вредных привычек. 6. Работа по профилактике беспризорности и безнадзорности.
Социальный педагог принимает активное участие в проведении межведомственных комплексных профилактических операций «Подросток» и «Правонарушитель». Все необходимые документы сдавались в Управление образования администрации города и в ДООспЦ в назначенные сроки. 7. Работа по правовому просвещению. В школе был организован правовой всеобуч школьников по изучению нормативно-правовых документов РФ (АК, УК, Конституции, ПДД и др.), проводятся внеклассные мероприятия (игры по ПДД, круглые столы, лекции и беседы "Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних», «Опасность экстремизма в обществе», «Уголовная и административная ответственность», «Бытовое мошенничество» и другие). В рамках профилактической операции «Семья» была проведена декада правовых знаний (15.11.11 – 25.11.11), а в мае – Дни правовых знаний (21.05.12– 26.05.12) совместно с инспектором ОДН ОП №1. В течение учебного года социальный педагог проводил индивидуальные консультации и беседы по вопросам правовой грамотности с членами педагогического коллектива, обучающимися и их родителями (консультации записаны в Дневнике ежедневной работы социального педагога). 8. Работа по профилактике правонарушений. С начала учебного года ведется мониторинг участия детей, состоящих на разного вида учетах, во внеклассных и общешкольных мероприятиях. В течение учебного года проводились классные часы, минуты общения по предупреждению правонарушений, профилактике употребления вредных веществ. В тесном взаимодействии с органами самоуправления проходили профилактические рейды. В рамках межведомственной профилактической операции «Семья» было посещено 15 семей. Социальным педагогом совместно с инспекторами ОП № 1 были проведены профилактические мероприятия для учащихся 7–9-х , 10-11 классов: 16.09.11 – лекция «Опасность экстремизма в обществе» (9 классы); 14.11.11 – лекция «Уголовная и административная ответственность» (8классы); 18.12.11 – беседа об ответственности за участие в неформальных объединениях (9 и 11 классы); 16.01.12 – беседа «Уголовная и административная ответственность» (9 классы); 17.02.12 – беседа о личной безопасности (9а и 11б класс); 21.03.12 – беседа «Бытовое мошенничество» (5 – 7классы); 21.03.12 – беседа «Вред табакокурения и алкоголизма» с показом роликов социальной рекламы, созданными членами лекторской группы школы (9-11 класс); 16.05.12 – лекция «Бытовое мошенничество» (8 – 9 класс); 18.05.12 – беседа «Комендантский час» (7 – 9 класс). Все лекции и беседы учитываются социальным педагогом в Журнале посещаемости инспектором ПДН. Проводились лекции, вечера встреч с работниками правоохранительных органов, врачами наркологической службы, ветеранами ВОВ (2.05.12 – праздничный концерт с приглашением ветеранов ВОВ и труда; конкурс рисунков по ВОВ и др.). 9. Работа по профилактике ДТП. Разработана программа для учащихся по ПДД. Занятия и мероприятия по пропаганде знаний о ПДД и профилактике детского дорожного травматизма проводятся систематически, по плану. В школе активно действует детское объединение «Отряд ЮИД». Каждый факт нарушения Правил дорожного движения, полученный от ОБ ДПС ГИБДД, разбирается на заседаниях ЮИД и заносится социальным педагогом в Журнал нарушений ПДД. Выпускаются красочные плакаты – напоминания ребятам о соблюдении ПДД, особенно в дни школьных каникул. В сентябре 2011 года прошёл месячник по предупреждению детского травматизма на железной дороге. Организованы и проведены декады по предупреждению дорожно-транспортного травматизма (с 1 по 30 сентября 2011года и с 3 по 21 мая 2012 года) в форме классных часов, конкурсов рисунков, плакатов, оформлении стендов, демонстрации учебных фильмов, экскурсий по улицам города, игр, викторин, распространении памяток знакомят с правилами дорожного движения и закрепляют полученные знания. 10. Работа по профилактике вредных привычек. В период с 14 по 24 сентября в рамках школьной акции "Нет наркотикам” были организованы различные профилактические мероприятия. В школе проводились беседы, классные часы по пропаганде здорового образа жизни. За этот период социальный педагог совместно с представителем ДДюТ организовал профилактические беседы по пропаганде ЗОЖ с учащимися 6-8 классов. В январе в 7-9 и 10 классах проведены классные часы "Мы – за здоровый образ жизни” с использованием роликов социальной рекламы, которые подготовили члены школьной лекторской группы по пропаганде ЗОЖ. Во II полугодии была организована и проведена декада "Мы выбираем здоровый образ жизни» (апрель). Учащиеся участвовали в конкурсах рисунков, плакатов, проводились профилактические беседы с представителями правоохранительных органов и наркологических служб, классные часы о ЗОЖ по возрастным звеньям нетрадиционной формы проведения (ролевые игры, беседы и лекции, игровые формы, защита газет и проектов), день здоровья, просмотр кинофильма по профилактике употребления вредных веществ. 11. Советы профилактики правонарушений. Один раз в месяц организовывались заседание Совета профилактики правонарушений. Работа была направлена на предупреждение правонарушений и преступности среди обучающихся, рассматривалось состояние воспитательной и профилактической работы, направленной на предупреждение правонарушений. Проведено 8 заседаний, где всего рассмотрено 40 обучающихся, приглашено 12 родителей. На начало учебного года на разных видах учета состояло 20 человек. Затем было поставлено еще 6 человек за нарушение Устава школы и правонарушения. В результате работы Совета профилактики и проводимой индивидуальной работы с учащимися с внутришкольного учета было снято 13 человек. В июне 2012 года сняты еще 7 учащихся в связи с выбытием. На учете в начале учебного года находилось 6 семей, находящихся в социально-опасном положении. В конце года на учете в категории "социально-опасное положение” осталось 3 семьи. 12. Работа с родителями. В работе с родителями использовались следующие формы и методы: - общешкольные собрания; - индивидуальные консультации социального педагога по вопросам воспитания детей (имеются протоколы консультаций); - родительские всеобучи ("Берегу свое здоровье” – 11 четверть, «Воспитание законопослушного ребенка в семье», «Ответственность родителей за воспитание, содержание и обучение несовершеннолетних детей, «Административная и Уголовная ответственность» - 1У четверть; "Семья – активный субъект формирования социальной ответственности молодежи” – Ш четверть, социальный педагог и др.). - лекции по вопросам правового воспитания подростков и их родителей с привлечением специалистов (инспектор ОДН ОП№1; врача – нарколога Областного наркологического диспансера, работника Госнаркоконтроля, инспектора ГИБДД, психологов ДООспЦ, социального педагога, медицинского работника школы и других). - взаимодействие с родителями через общешкольные мероприятия ("Весёлые старты”, Дни здоровья и другие), Советы профилактики, классные собрания; - индивидуальные консультации и беседы по вопросам правовой грамотности с родителями. Социальному педагогу написано более 20 благодарностей от родителей учащихся школы. 13.Участие в проектно-исследовательской деятельности. Социальный педагог в 2011-2012 учебном году принимала участие: - в социально-педагогическом исследовании «Эффективное взаимодействие с агрессивными детьми»; - социально – психологическом исследовании «Что волнует современного подростка?» - в работе группы из числа специалистов ДООспЦ для разработки форм и методов работы с обучающимися, педагогами и родителями по профилактике суицидального поведения. 14. Участие в конкурсах. В школе при поддержке ГУЗ Владимирской области Областной наркологический диспансер, Владимирского благотворительного Фонда «Нет алкоголизму и наркомании» («НАН») активно функционирует лекторская группа учащихся 10-11 классов по пропаганде ЗОЖ. В ее работе принимает участие социальный педагог. В 2010-2011 учебном году члены лекторской группы получили Гран-при за социальную рекламу «Мы выбираем жизнь» по профилактике применения ПАВ и диплом за социальную рекламу «Вахта памяти в номинации «Традиции». В период с 2010 года по настоящее время социальный педагог активно привлекает учащихся старшей возрастной группы школы, состоящих на различного вида учетах, к участию в городских мероприятиях по профилактике наркомании, табакокурения, асоциальных явлений среди молодежи, в том числе конкурсу творческих работ «Альтернатива – есть!». В 2010-2011 учебном году работа победителя городского конкурса «Альтернатива-есть!» Алексиева Дмитрия (учащегося 9бкласса) стала победителем областного конкурса «Нарко-стоп» и лауреатом Всероссийского конкурса. Алексиев Д. был удостоен Президентского гранта за представленную работу. В 2011-2012 учебном году учащиеся принимали участие в указанном конкурсе по двум номинациям (социальному педагогу объявлена благодарность Управления по делам молодежи администрации города 19.04.2012 года). Члены школьной команды «Юные знатоки» (руководитель – социальный педагог Шмакова С.В.) заняли П место в школьном турнире на Кубок главы администрации Ленинского района города Владимира по игре «Что? Где? Когда?» (грамота Главы администрации Ленинского района города Владимира от 20 января 2012 года) и вышла в финал городского школьного турнира по «Что? Где? Когда?» на «Кубок города Владимира» (диплом начальника управления по делам молодежи администрации г.Владимира от 23.03.2012 года). 15.Участие в проектно-исследовательской деятельности. Социальный педагог в 2011-2012 учебном году принимала участие: - в социально-педагогическом исследовании «Эффективное взаимодействие с агрессивными детьми»; - социально – психологическом исследовании «Что волнует современного подростка?» - в работе группы из числа специалистов ДООспЦ для разработки форм и методов работы с обучающимися, педагогами и родителями по профилактике суицидального поведения. 16. Участие в городских мероприятиях. Социальный педагог выступала на городском совещании социальных педагогов по теме: «Методы и приемы работы с детьми девиантного поведения». Была представлена презентация о работе патриотической направленности с трудными подростками 15 – 16 лет (17 ноября 2011 года). Социальный педагог приняла участие в проведении общегородской родительской конференции по вопросу «Раннее выявление потребителей наркотических средств и психотропных веществ среди несовершеннолетних Владимирской области» (6 февраля 2012 года). Регулярно посещаются совещания социальных педагогов города. Динамика банка данных на начало и конец учебного года.
Приложение.
План по предупреждению правонарушений и профилактике употребления вредных веществ выполнен.
Результатом проведенной работы является значительное уменьшение числа учащихся, состоящих на разного вида учетах:
– число учеников школы, совершивших какие– либо правонарушения и задержанных правоохранительными органами, уменьшилось на 67% (18 до 5 человек); – число учеников школы, состоящих на учете в ОДН ОП №1, уменьшилось на 67% (с 18 до 5 человек);
- число учеников школы, состоящих на учете в КДН, уменьшилось на 62% (с 16 до 6 человек);
– снижение количества учеников, состоящих на внутришкольном учете, в течение учебного года;
– снижение числа учащихся, состоящих на внутришкольном учете в конце года, на 77 % (с 26 до 6 человек);
- снижение числа семей, находящихся в социально-опасном положении, на 50 % (с 6 до 3 семей).
- организован досуг большинства учащихся, состоящих на разного вида учетах (в кружках и секциях постоянно занимаются 82% учащихся, 18% - эпизодически); 100% детей имеют организованный досуг.
|