Поступление в школу и начальный период обучения вызывают
перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в
физиологическом и социальном отношениях, он должен достичь эмоционально –
волевого развития. Понятие «готовность ребенка к школе» -
комплексное, охватывает все сферы жизни ребенка.
Физическая и физиологическая готовность:
здоровье, развитая координация, ориентация в пространстве,
двигательная активность.
Личностная готовность:
- развитие самосознания не через нравоучения,
наказания, обвинения ребенка, что приводит к неврозам, а на
основе доказательства, убеждения, приведения положительных
примеров с опорой начувства, эмоции, переживания ребенка.
Старайтесь задавая вопросы: «Что ты чувствуешь?», «Что
переживаешь», «Как ты к этому относишься, почему?»
Развитое самосознание способствует:
- развитию саморегуляции (самоконтроль за своими
поступками, делами, словами);
- формированию адекватной самооценки, на которую
влияют: оценка взрослого, оценка сверстника, оценка самого себя.
Если вдруг, что – то плохо, то мы говорим ребенку, не ты
плохой, а поступок, который ты совершил. Сам ты хороший, но
что ты почувствовал, когда другому стало плохо?
Ребенок нуждается в постоянной поддержке и одобрении его
деятельности, результата. Необходимо замечать малейшую удача ребенка,
подбадривать его: «Ты сегодня постарался, работа стала уже лучше». «Что тебе
самому нравится в работе? Подчеркни самый свой хороший..». «А мне больше
понравился…., потому что (доказать)». Идеально, если ваши с ребенком
мнения совпадают.
Будущему первокласснику необходимо развитие
психических процессов и познавательной активности ребенка:
Память:
- зрительная: ( посмотрите на игрушки.
Закройте глаза, что изменилось, что пропало, что добавилось? Запомни и
нарисуй…; заучивание стихов);
- слуховая (Запомни и повтори слова, не связанные
по смыслу: 3, 5, 7, 10 слов; Тематический «Снежный ком» Я говорю одно слово, ты
повторяешь мое, говоришь свое, я повторяю, свое и т.д.; запомни и нарисуй);
- двигательная память.
Внимание
Тренировка: Всегда у вас привычный вид, но вдруг,
что – то изменилось в вашем облике. Что?; Исправь ошибки художника; что лишнее,
чего не хватает?
Следите, слышит ли вас ребенок с первого раза? Сначала
привлеките его внимание к себе, а потом говорите.
Мышление
Постарайтесь приучить ребенка думать, задавая
подобные вопросы: Что общего среди объектов? В чем различия? Продолжи
ряд предметов. В какие группы можно объединить? Найди лишний предмет (по разным
критериям)
Воображение
Геометрические фигуры или какое – либо пятно превратите
во что – то; объедините необъединимое (медведь, карандаш, река – составьте
рассказ, используя эти слова)
Речевое развитие включает:
- фонематический слух: звуки речи: есть ли звук в слове;
какой первый, последний звук? (но все звуки должны быть в сильных позициях –
звучать четко)
- активизацию и расширение активного словаря учащихся:
цепочка слов, составить предложение с заданным словом;
- связную речь: составить рассказ по наблюдениям, о
проведенном дне; пересказать сказать, небольшой рассказ (допустимы наводящие
вопросы)
Общение с ребенком необходимо вести глаза в глаза, речь
ровная, спокойная, литературная.
Интеллектуальная готовность – определенный
запас знаний об окружающем мире, о своей семье (адрес, ФИО родителей, их место
работы, свой день рождения), о городе, стране. Выделите в выходные дни время
для совместного посещения выставок, музеев, театров, прогулок по городу,
выходов на природу.
Мотивационная готовность к процессу обучения:
Вопросы следующего плана: Что интересного сегодня
было? Что нового узнал? Чему сегодня порадовался? Чем был огорчен и как этого
избежать?
Коммуникативность: в общении с детьми и
взрослыми; минимум телевизора и компьютера; максимум живого общения со сверстниками
в д/с, во дворе; знакомство с нормами поведения в обществе, транспорте, на
улице, на дороге, в общественных местах, на занятиях.
Самостоятельность: самообслуживание,
небольшие поручения по дому, забота о ком – либо.
Роль семьи и родителей в воспитании ребенка огромна. Растет
ребенок в доброй, спокойной обстановке, он старается быть таким. Видит
заинтересованность родителей в своих успехах, ребенок старается их радовать.
Ребенок лишь копирует нас взрослых.
Развитие мелкой моторики руки: давать
ребенку штриховать в различных направлениях, с соблюдением заданных интервалов,
заданного направления. Обязательно быть рядом и следить, как ребенок держит
карандаш, как наклонена тетрадь, как сидит на стуле и держит спину.
Обучение чтению: только специалист и при
условии сформированности психических процессов, достаточно развитой речи и
интереса ребенка к книге, к процессу чтения.
Желаем успехов Вам и Вашим ребятам! Будем рады видеть Вас
в нашей школе!
|