Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 02.05.2024, 07:51

Сайт МБОУ г.Владимира
"СОШ №16"

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
электронные дневники
запись в школу
мониторинг мониторинг мониторинг
персональные данные
независимая оценка качества

Вконтакте

Объявление

Школа готова принять в дар для оснащения учебных кабинетов бывшую в употреблении офисную мебель. С благодарностью рассмотрим все Ваши предложения.

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка » учителей русского языка и литературы

Лингвистические задания на уроках русского языка.
02.12.2012, 14:43

                                                                      Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №16 
Киселева Мария Валентиновна

Лингвистические задания на уроках русского языка 

1. Какое лексическое явление обыгрывается в стихотворении В.Брюсова?

...Вдруг лебедей метнулась пара...

Не знаю, чья была вина...

Закат замлел за дымкой пара,

Алея, как поток вина...

 

2. Что такое ритмическая парцелляция? Объясните ее художественную роль в стихотворении М.Цветаевой, отрывок из которого приведен ниже.

Рас-стояние: версты, мили...

Нас рас-ставили, рас-садили,

Чтобы тихо себя вели,

По двум разным концам земли.

 

3. Рассказывают, что М.Горький, редактировавший рукопись молодого писателя, по поводу его фразы «Сквозь чащу кустарника продирался мокрый Василий и истошно кричал: "Братцы, щуку поймал!”» заметил: «Первая щука – явно лишняя». О чем идет речь?

 

4. Благодаря какому фонетическому приему Б.Пастернаку удается добиться особой звуковой выразительности в приведенных ниже отрывках из «Охранной грамоты»?

1. Голося, въезжали в лужи кованые полозья, и цокал кремень под тростями концертантов.

2. По дюжей мостовой отрывисто шаркал весенний воздух. Точно обтянутые живой кожицей, очертания переулка дрожали зябкой дрожью, заждавшись первой звезды...

 

5. Найдите в предложении из очерка Б.Зайцева «Андрей Белый» слова с дифференцирующим написанием. Объясните их художественную роль в данном случае.

А.Белый был действительно совсем белый, почти в истерике, не раздевался, не ложился, всю ночь бегал по кабинету.

 

6.  «В соседнем доме окна жолты», – писал А.Блок в стихотворении «Фабрика», настаивая на такой орфографии выделенного слова. Какой смысловой оттенок появляется у слова в данном случае?

 

7. Чьи строки цитирует в своем стихотворении Г.Адамович? Какой троп содержится в этой цитате?

Ничего не забываю,

Ничего не предаю...

Тень несозданных созданий

По наследию храню...

 

И как прежде, с прежней силой,

В той же звонкой тишине

Возникает призрак милый

На эмалевой стене.

 

8. Найдите авторские неологизмы в стихотворениях Игоря Северянина. Объясните, как они образованы.

 

К черте черта

 

Какою нежностью неизъяснимою,

какой сердечностью

Осветозарено и олазорено лицо твое,

Лицо незримое, отожествленное

всечертно с Вечностью,

Твое; – но чье?..

 

Лиробасня

 

Бело лиловеет шорох колокольчий –

Веселится летоветр;

Мы проходим полем, мило полумолча.

На твоей головке – фетр...

 

9. Что такое палиндром? Ответить на этот вопрос вам поможет известное стихотворение В.Брюсова:

Я – око покоя,

Я – дали ладья.

И чуть узорю розу тучи

Я, радугу лугу даря.

 

10. Какое средство художественной выразительности использовано в отрывке из воспоминаний Н.А.  Тэффи? Разверните (расшифруйте) цитаты-образы в маленьком рассказе.

 

Бальмонт был поэт. Всегда поэт. И поэтому о самых простых житейских мелочах говорил с поэтическим пафосом и поэтическими образами. Издателя, не заплатившего обещанного гонорара, он называл «убийцей лебедей». Деньги называл «звенящие возможности».

 

11. Одной из лучших книг русской зарубежной литературы считается роман А.Зиновьева «Зияющие высоты». Какой художественный прием использован в названии произведения?

 

12. Объясните, как авторам удается добиться комического эффекта.

1. Выходя из дворян, хлопнул дверью и сделался разночинцем. (Саша Соколов)

2. Люди, в которых с пеленок развивали дух коллективизма, теперь этот дух на дух не переносят. (В.Войнович)

3. Дело твое мы захватим и приведем к логическому концу. Потеря, которую потеряла наука из-за потери тебя, невозвратима. Но мы позаботимся о том, чтобы ее умножить... (А.Зиновьев)

 

13. К какой части речи следует отнести выделенные слова в отрывке из стихотворения В.Хлебникова?

 

Волны скачут лата – тах!

Волны скачут а – ца – ца!

 

14. И молитва моя горяча,

И целую тебя я в плеча, –

 

пишет А.Блок. Почему используется такая форма множественного числа существительного плечо? Как эта форма связана с историей развития категории числа в русском языке?

 

15. Определите наклонение глаголов-сказуемых в предложениях.

 

1. Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

 

2. Пускай о многом неумело

Шептал бумаге карандаш...

                           (С.Есенин)

 

16. Почему при создании художественного портрета часто используются назывные предложения?

 

Рысьи глаза, длинные рыжеватые волосы...

(Н.А.  Тэффи. Бальмонт)

 

Сам он высокий, мягко-кудреватый, голубые глаза, несколько воспаленный цвет кожи на щеках. Светлая бородка. Общее впечатление мягкости, влажности и какой-то кругловатости.

(Б.Зайцев. Вячеслав Иванов)

 

Прямая, невьющаяся борода, такие же бледные падающие усы, со лба лысина, pince-nez на черном шнурочке.

(З.Гиппиус. Отрывочное. (О Сологубе)

 

17. Объясните художественную нагрузку тире в отрывке из стихотворения М.Цветаевой.

Площадка. – И шпалы. – И крайний куст

В руке. – Отпускаю. – Поздно

Держаться. – Шпалы. – От стольких уст

Устала. – Гляжу на звезды.

 

18. Что такое антипарцелляция? С какой целью она использована в воспоминаниях А.Белого?

Весна 1902 года свободна: при переходе с третьего на четвертый курс экзамены заменяют зачеты; я сдал их; отец уехал председателем экзаменационной комиссии в Петербург; мать – в деревню; май: я один; пустая квартира: разит нафталином: чехлы, занавешенные зеркала, самовар, допевающий песню; высунется глуховатая Дарья, кухарка, мой спутник – пропадет; квартира переполнена мыслями.

 

19. Попробуйте в стихах или в прозе создать каламбур с использованием приведенных слов.

 

1. Три (числительное) – три (глагол).

2. Печь (имя существительное) – печь (глагол).

3. Стать (имя существительное) – стать (глагол).

4. Пасть (имя существительное) – пасть (глагол).

 

20. Напишите, как вы понимаете строчку из стихотворения В.Я.   Брюсова «Родной язык»:

 

Мой верный друг! Мой друг коварный!

Мой царь! Мой раб! Родной язык!

Категория: учителей русского языка и литературы | Добавил: krenovaelena
Просмотров: 1906 | Загрузок: 0
Поиск