Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 26.04.2024, 21:32

Сайт МБОУ г.Владимира
"СОШ №16"

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
электронные дневники
запись в школу
мониторинг мониторинг мониторинг
персональные данные
независимая оценка качества

Вконтакте

Объявление

Школа готова принять в дар для оснащения учебных кабинетов бывшую в употреблении офисную мебель. С благодарностью рассмотрим все Ваши предложения.

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка » учителей начальных классов

Урок с позиции здоровьесбережения. Современный урок как элемент формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
19.11.2012, 18:30

Урок с позиции здоровьесбережения.

Современный урок как элемент формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

 

Копытцева Н.С.

учитель начальных классов

 

            Важная составляющая часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:

1.       Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учётом вопросов здоровьесбережения.

2.      Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.

3.      Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.

4.      Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.

5.      Активизация развития всех сфер личности учащихся.

6.      Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

7.      Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физминуток, подвижных игр).

8.     Формирование практически необходимых ЗУН, рациональных приёмов мышления и деятельности

9.      Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.

10.  Формирование умения учиться, заботясь о своём здоровье.

11.   Тщательная диагностика, прогнозирование. проектирование и контроль каждого урока с учётом особенностей развития учащихся.

 

Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»

            Ещё А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

            При планировании урока учителю необходимо учитывать не только умственную нагрузку. Но и физические компоненты (работа мышц).  Один из наиболее эффективных методов активизации детей – периодическая смена поз, в частности перевод их из позы сидя в позу стоя. У детей 6-7летнего возраста наблюдается неустойчивость стереотипа правильной осанки, недостаточно хорошо сформирован мышечный «корсет», часто отмечается уплощение стоп. Для активизации детей и укрепления мышечного «корсета» на уроках целесообразно использовать ряд упражнений лечебной физкультуры. (См. приложение 1)

Одной из биологических предпосылок нормального развития является пространство. Пространство – это высшая свобода моторики. В Тибетской медицине пространству отведена главная роль в развитии человека. Здесь целесообразно иметь в классе экологическую стенку: всевозможные полотна с изображением пейзажей. Во время урока детям можно предлагать индивидуальные задания около экологической стенки.

Необходимо использовать зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока. Достигается это за счёт максимального удаления от глаз ребёнка учебного дидактического материала. Предъявляемый дидактический материал может быть маленьких размеров. Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение  с глазных мышц.

            Способствует расширению зрительно-двигательной активности и проведение физминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Физминутки выполняются через 10-15 минут напряжённого зрительного труда. (См. приложение 2, комплекс упражнений)

            Кроме того необходимо использовать на уроках упражнения для тренировки мышц глаз. По словам психоаналитиков. Если эту гимнастику проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается. (См. приложение 2, 3, комплекс упражнений)

 

Правильное дыхание – одно из необходимых условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья младших школьников. Дыхательные упражнения особенно необходимы для учащихся с ослабленным здоровьем. Дети с различными заболеваниями органов дыхания и кровообращения отличаются гипервентиляционным синдромом. Дыхание у этих детей частое, поверхностное, выдох ослаблен. Прежде всего детей следует научить глубокому вдоху для хорошей очистки лёгких и улучшения их снабжения кислородом. Важно научить носовому дыханию. Это будет способствовать профилактике насморка и острых респираторных заболеваний. При дыхании через нос воздух проходит через множество протоков: он очищается от пыли, увлажняется или сушится, охлаждается или нагревается. С целью правильного обучения носовому дыханию необходимо использовать специальные дыхательные упражнения, акцентируя внимание детей на глубокий вдох и выдох через нос.               

                                                                                                                     (См. приложение 4, 5)

Получая большую психологическую, умственную и физическую нагрузку дети быстро утомляются. Отвлекаются, внимание их рассеивается. Занимательная игра активизирует внимание детей, снимает напряжение. Облегчает восприятие нового материала. В значительной мере этому способствуют физминутки.                                                                                   

                                                                                                                          (См. приложение 6)

 

Огромная нагрузка ложится на работу мелких мышц кисти и пальцев рук. У детей с общим недоразвитием речи часто наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Обращают на себя внимание и особенности мелкой моторики пальцев рук. Проведённые исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию речи ребёнка. Развитие мелкой моторики пальцев подготавливает почву для последующего формирования речи. На каждом уроке ежедневно следует уделять время на развитие мелкой моторики ( обязательно с сопровождением речи).

                                                                                                                           (См. приложение 7)

Работа с семьёй ведётся по следующим направлениям:       

      Привлечение родителей к обучению детей здоровому образу жизни (проведение тематических  родительских собраний с приглашением специалистов «Как учить детей беречь здоровье», «Дети и телевидение», «Вредные привычки», «Роль совместного отдыха родителей и детей», индивидуальные беседы, инструктажи по закаливанию в семье, приглашение на открытые уроки и классные часы и т.д.).

      Привлечение родителей к проведению мониторинга состояния здоровья детей.

      Приучение ребят (сначала с помощью родителей, а затем самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем

      Привлечение родителей к участию в проектной деятельности («Конструируем ростомер», «Мой паспорт здоровья», «Режим дня первоклассника» и т.д.).

      Участие в конкурсах и выставках (поделок, фотографий, плакатов «Правильное питание»).

      Организация досуга учащихся и собственного ребёнка (дни здоровья, экскурсии, соревнования, лагерь)

      Проведение совместных праздников («Папа, мама, я – спортивная семья»)

 

Психологический комфорт урока (учебного процесса), здоровье всех его участников – залог успеха и творческих свершений!

 

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4-5

Приложение 6

Приложение 7


Категория: учителей начальных классов | Добавил: krenovaelena
Просмотров: 3689 | Загрузок: 0
Поиск