учитель математики Папанова Ольга Геннадьевна
Курс "Подготовка к ОГЭ по математике" направлен на восполнение недостающих знаний, отработку приемов решения заданий различных типов и уровней сложности вне зависимости от формулировки, а также отработку типовых заданий ОГЭ по математике на тестовом материале. Курс составлен на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной школы
Программа предусматривает продолжительность образовательного процесса 34 учебных недели в течение учебного года, 1 занятие в неделю.
Цель данного спецкурса: подготовка учащихся к итоговой аттестации, продолжению образования, повышение уровня их математической культуры.
Задачи:
сформировать у учащихся умение определять вид задания, твёрдо знать алгоритм решения;
формировать твердое убеждение в успешности сдачи ОГЭ;
сформировать высокий уровень активности;
развить интерес к математике;
способствовать профориентации.
Данный курс имеет общеобразовательный, межпредметный характер, освещает роль и место математики в современном мире. Всего на проведение занятий отводится 34ч. Изучаемый материал примыкает к основному курсу, дополняя его историческими сведениями, сведениями важными в общеобразовательном или прикладном отношении, материалами занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала. Данный курс поможет научить школьника технике работы с текстовыми заданиями и сдачи ОГЭ и в дальнейшем ЕГЭ, которая содержит следующие моменты:
-обучение постоянному самоконтролю времени;
- обучение оценки трудности заданий и разумный выбор последовательности выполнения заданий;
–обучение спиральному движению по тексту, что предполагает движения от простых типовых заданий к сложным;
-обучение приемам мысленного поиска способа решений заданий.
В ходе изучения материала данного курса целесообразно сочетать такие формы организации учебной работы, как практикумы по решению задач, лекции, беседа, тестирование, частично-поисковая деятельность. Необходимо использовать элементы исследовательской деятельности.
После рассмотрения полного курса учащиеся должны иметь следующие результаты обучения:
уметь определять тип задания, знать алгоритм решения;
уметь применять полученные математические знания в решении жизненных задач;
уметь использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора и формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики.
В результате освоения содержания программы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг умений, навыков и способов деятельности:
Познавательная деятельность.
Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность. Создание идеальных и реальных моделей объектов, процессов.
Информационно-коммуникативная деятельность.
Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Умение развернуто обосновать суждение, давать определения, приводить доказательства.
Рефлексивная деятельность.
Владение навыками организации и участие в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств её достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.
Формирование ключевых компетентностей:
готовность к самообразованию;
готовность к использованию информационных ресурсов;
готовность к социальному взаимодействию;
коммуникативная компетентность.
Инструментарием для оценивания результатов могут быть: тестирование.
Структура программы состоит из теоретических, практических занятий и тренингов. Содержание курса состоит из 13 математических модулей. Основное содержание предполагает два уровня базовый и повышенный.
В результате работы по программе учащиеся должны знать :
-методы проверки правильности решения заданий
-методы решения различных видов уравнений и неравенств
-основные приемы текстовых задач, а также проверки правильности их решения
-методы нахождения статистических характеристик
-методы решения геометрических задач
Должны уметь:
-проводить преобразования в степенных и дробно-рациональных выражениях
-применять свойства арифметических и геометрических прогрессий
-решать различные текстовые задачи
-находить вероятности случайных событий в простейших случаях
-использовать приобретенные знания в различных жизненных ситуациях.
практической деятельности
-уметь распознавать геометрические фигуры ,различать взаимное расположение, изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи.
Тематический план
темы
|
Содержание материала
|
Кол-во часов
|
1.Числа, числовые выражения,
проценты
|
Натуральные числа Вычисления. Проценты.
Основные задачи на проценты.
|
2
|
2.Буквенные выражения
|
Буквенные выражения. Числовые подстановки в буквенные выражения. Вычисления по формулам.
|
2
|
3.Преобразование выражений. Формулы сокращенного умножения, рациональные дроби.
|
Многочлены. Формулы сокращенного умножения, преобразование целых выражений. Разложение многочлена на множители. Алгебраические дроби. Сокращение дробей. Действия с алгебраическими дробями.
Рациональные выражения и их преобразования.
Степень с целым показателем.
Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях.
|
3
|
4.Уравнения и неравенства
|
Уравнения с одной переменной .Корни уравнения. Линейное уравнение. Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Неполные квадратные уравнения и их решение. Решение рациональных уравнений.
Системы уравнений. Решение линейных систем. Линейные неравенства с одной переменной. Системы линейных неравенств с одной переменной. Квадратичные неравенства.
|
3
|
5. Арифметическая и геометрическая прогрессии.
|
Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии.
Формула n-первых членов арифметической прогрессии.
Геометрическая прогрессия.
Формула n-го члена геометрической прогрессии.
Формула n-первых членов геометрической прогрессии.
|
3
|
6.Функции и графики
|
Функция у=кх , у=к/х их свойства и графики, гипербола. Линейная функция и ее свойства и график, геометрический смысл коэффициента. Квадратичная функция, ее свойства и график. Парабола, ось симметрии параболы, вершина параболы.
Графики функций: у=√х, у=х³, у=|х|
|
2
|
7.Текстовые задачи
|
Задачи на части и проценты.
Задачи на движение. Задачи на сплавы, смеси растворы.
|
4
|
9.Элементы статистики и теории вероятности.
|
Статистические характеристики. Сбор и группировка статистических данных. Элементы комбинаторики.
|
1
|
10. Треугольники
|
Виды треугольников. Признаки равенства и подобия треугольников.
Решение треугольников. Теорема Пифагора. Площадь треугольника.
|
4
|
11.Многоугольники
|
Параллелограмм, трапеция, ромб, прямоугольник, квадрат, правильные многоугольники. Признаки и свойства многоугольников. Площадь и периметр.
|
4
|
12.Окружность и круг
|
Касательная к окружности. Центральные и вписанные углы. Вписанная и описанная окружности. Длина окружности, площадь круга и площадь кругового сектора.
|
4
|
13.Векторы на плоскости
|
Вектор, длина вектора. Сложение и вычитание векторов. Скалярное произведение векторов. Координаты вектора.
|
|
Литература для подготовки к экзамену в 9 классе
- ОГЭ-2016/2017. Математика: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов/Под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. – М.: Издательство «Национальное образование».
- ОГЭ-2016/2017. Математика: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/Под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. – М.: Издательство «Национальное образование».
- ОГЭ-2016/2017. Экзамен в новой форме. Математика. 9 класс/Под ред. И.В. Ященко. – М.: Астрель.
- ОГЭ. Математика: сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе/Под ред. Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др. – М.: Просвещение.
- ОГЭ. Математика: учебно-справочные материалы для 9 класса/Под ред. Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др. – М.: Просвещение.
- ОГЭ Математика: контрольные тренировочные материалы для 9 класса с ответами и комментариями/Под ред. Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др. – М.: Просвещение.
- Математика. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ОГЭ-2016/2017. Алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика: учебно-методическое пособие/Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов н/Д: Легион.
- Математика. 9 класс. Подготовка к ОГЭ-2016/2017.: учебно-методическое пособие/Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов н/Д: Легион.
- ГИА. Математика (алгебра, элементы статистики и теории вероятностей). 9 класс/Под ред. Н.В. Шевелева, Т.А. Корешкова, В.В. Мирошин. – М.: Национальное образование (краткий курс).
- ГИА: 3000 задач с ответами по математике. Все задания части 1/Под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко и др. – М.: Издательство «Экзамен», издательство МЦНМО (Серия «Банк заданий ГИА»).
Интернет-ресурсы
- Демонстрационные варианты ГИА по математике - http://www.mioo.ru.
- Открытый банк заданий ГИА – www.mathgia.ru
- Сайт Федерального института педагогических измерений – www.fipi.ru
- Тренировочные и диагностические работы – http://www.statgrad.org/
- Обучающая система Дмитрия Гущина «Сдам ГИА» - http://сдамгиа.рф/?redir=1
|