Факультативный курс
«Избранные вопросы математики»
10 класс
Учитель Шебанкова О.В.
Пояснительная записка
Факультативный курс «Избранные вопросы математики» адресован учащимся 10 (информационно-технологического ) класса, которые настроены на получение не только базовых знаний и умений по математике, но и овладение умениями решать задачи повышенного и высокого уровня сложности. Для этого необходим ряд специальных знаний, умений и приемов работы с математической задачей, владение некоторыми специальными методами математики.
Факультативные занятия направлены на достижение следующих целей:
-формировать представление о математике как средстве моделирования явлений и процессов;
-развивать алгоритмическую культуру, математическую интуицию, творческие способности учащихся, необходимые для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений;
- воспитывать культуру личности средствами математики.
Достижение поставленных целей планируется путем решения следующих задач:
-изложение некоторых избранных вопросов теории, не изучаемых на базовом уровне;
-обучение общим и специальным методам решения задач;
-использование полученных знаний и умений в практической деятельности при решении задач повышенного и высокого уровня сложности.
Обязательные результаты обучения:
-научиться анализировать математическую задачу;
-уметь планировать деятельность при решении задач;
-уметь замечать сходство и различие в ситуациях, текстах заданий, анализировать алгоритмический материал;
- реализовать полученные знания и умения при выполнении тестовых заданий.
Критерии успешности: выполнение тестовой работы в форме ЕГЭ.
Программа составлена на основе Стандарта среднего (полного)общего образования по математике (профильный уровень).
Программа курса
1.Многочлены (12часов). Делимость многочленов. Рациональные корни многочленов с целыми коэффициентами. Теорема Безу. Бином Ньютона. Применение свойств корней многочленов к решению уравнений четвертой степени, возвратных, однородных уравнений.
2. Построение графиков функций. (9 часов). Графики элементарных функций. Виды преобразований графиков (сдвиг, отражение, деформация, симметрия). Правила построения графиков функций и зависимостей, содержащих абсолютные величины. Техника выполнения преобразований графиков.
3. Уравнения и неравенства с параметрами (11 часов). Понятие параметра. Равносильность уравнений и неравенств. Уравнения-следствия и неравенства-следствия. Линейные уравнения с параметром. Квадратные уравнения с параметром. Простейшие неравенства с параметром.
4. Итоговое занятие (2 часа). Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ.
Итого 34 часа
Тематическое планирование
№п/п
|
Тема
|
Количество часов
|
Форма занятия
|
1
|
Делимость многочленов
|
4
|
Лекция, практикум
|
2
|
Бином Ньютона
|
4
|
Лекция, практикум
|
3
|
Решение уравнений
|
4
|
практикум
|
4
|
Графики элементарных функций. Виды преобразований графиков (сдвиг, отражение, деформация, симметрия).
|
2
|
Лекция
|
5
|
Выполнение преобразований графиков.
|
3
|
практикум
|
6
|
Правила построения графиков функций и зависимостей, содержащих абсолютные величины.
|
1
|
лекция
|
7
|
Выполнение преобразований графиков
|
3
|
практикум
|
8
|
Понятие параметра. Равносильность уравнений и неравенств. Уравнения-следствия и неравенства-следствия.
|
2
|
лекция
|
9
|
Линейные уравнения с параметром.
|
3
|
практикум
|
10
|
Квадратные уравнения с параметром.
|
3
|
практикум
|
11
|
Простейшие неравенства с параметром.
|
3
|
практикум
|
12
|
Итоговое тестирование
|
2
|
тест
|
Литература
- Стандарт среднего (полного) общего образования по математике (профильный уровень)
- Алгебра: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров и др. – М. : Просвещение, 2000.
- Алгебра и начала анализа: учеб.пособ. для 9-го класса средней школы /под ред. А.Н.Колмогорова. – М.: Просвещение, 1975.
- Сборник задач по математике для поступающих во втузы. Учеб. пособие/В. К .Егерев, Б. А. Кордемский , В.В.Зайцев и др.; Под ред. М .И. Сканави. – М. : Высш. шк., 1988.
- Цыпкин А. Г., Пинский А. И. Справочник по методам решения задач по математике для средней школы. - М.:Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1989.
- Башмаков М.И. Методические рекомендации по использованию учебника «Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.» при изучении математики на базовом и профильном уровне. – М.: Дрофа, 2005.
- Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач. – М.:Просвещение,1989.
- Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ по математике разных лет.
|