МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16
Программа элективного курса «Формирование основ правовой культуры» для учащихся 10 класса
2013-1014 учебный год.
Учитель: Бурцева Наталья Львовна.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Право как элективный курс старшей школы базируется на правовом содержании основной школы и предусматривает (с учетом принципов последовательности и преемственности) дальнейшее познание основ юриспруденции, усвоение правовых норм поведения, формирование правовой культуры и правовой компетентности личности. Правовое образование в старшей школе обеспечивает углубленное изучение права, создает условия реализации индивидуальных образовательных программ по интересам. Элективный курс позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования. Элективный курс направлен на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. Правовая информация, представленная в курсе, расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).
Цели изучения. Изучение права в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
• воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
• освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
• овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
• формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точке зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (68 часов)
№
|
Тема
|
содержание
|
Кол-во часов
|
I
|
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
|
10 класс
|
|
1.
|
Система и структура права
|
Право и основные теории его понимания. Нормы права. Источники (формы) права. Закон и подзаконный акт. Действие права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Основные отрасли права.
|
5
|
2.
|
Правотворчество и правоприменение
|
Правотворчество. Общие правила применения права. Толкование права. Правоприменительная практика. Правопорядок.
|
4
|
3.
|
Правоотношения
|
Понятие правоотношений. Структура правоотношений и их виды. Юридические факты. Юридический конфликт.
|
5
|
4.
|
Правонарушения и юридическая ответственность
|
Понятие правонарушения. Виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности
|
6
|
5.
|
Право и личность
|
Понятие прав и свобод человека. Законные интересы. Правосознание и правовая культура Правомерное поведение.
|
8
|
6.
|
Основные правовые системы современности
|
Англо-саксонская, романо-германская, мусульманская правовые системы. Особенности российской системы права
|
3
|
|
Юридическая деятельность
|
Профессиональное юридическое образование. Основные юридические профессии. Особенности профессиональной юридической деятельности. Профессиональная этика.
|
3
|
|