Работа социального педагога по формированию и пропаганде ЗОЖ.
Шмакова С.В., социальный педагог
Формирование ЗОЖ – процесс формирования у учащихся осознания опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма, развития отвращения и противодействия пьянству, курению, наркотикам.
Содержание работы по пропаганде ЗОЖ не должно сводиться к «анти», т.е. к тому, чего не надо делать. Оно должно быть построено на утверждении идеала и норм гармоничной жизни каждого человека.
Средствами формирования ЗОЖ являются методы убеждения и организации деятельности детей, организация внеклассной разнообразной деятельности детей, в т. ч. и досуговой, общение подростков и личное влияние, пример.
В работе социального педагога МБОУ «СОШ № 16» по пропаганде ЗОЖ активно используются разные формы и методы работы, мероприятия по профилактике всех видов химической зависимости.
Первичная профилактика сопоставима с всеобщей вакцинацией – необходимо помочь сформировать привычку к здоровому образу жизни еще в раннем и подростковом возрасте. Актуальные и эффективные методы профилактики - это профилактические акции, видеофильмы, беседы - дискуссии, социальные проекты, творческие конкурсы.
В течение ряда лет в школе проходит Неделя профилактики правонарушений несовершеннолетних. В рамках этой работы в этом году были проведены следующие мероприятия: - акция «Мы за ЗОЖ!» ( для учащихся всей школы);
- конкурс рисунков «Спорт – это мир!» (1-4 класс);
- спортивный конкурс «Веселые старты» (1-4 класс);
- комплексные спортивные мероприятия (5-11 класс);
- конкурс рисунков и поделок «Мы за ЗОЖ!» (5-6 класс);
- конкурс сочинений (для желающих уч-ся 5-6 класса);
- конкурс плакатов о ЗОЖ (7-8 класс);
- конкурс презентаций (социальных проектов) о ЗОЖ (9-10 класс);
- классные часы: «Быть здоровым – здорово!» (1-11 класс);
- круглый стол с приглашением специалистов ювенального права (10-11кл);
-интеллектуально-правовой конкурс (игра «Что? Где? Когда?» с 5-11 класс).
Главное беспокойство социального педагога вызывают дети с нарушением поведения, те, кому трудно дается социализация, опекаемые дети, дети-инвалиды. Поэтому этих учащихся мы просим принимать участие в Неделе профилактики обязательно и, надо отметить, идут на это ребята очень охотно. Социальный педагог старается привлекать «трудных подростков» к подготовке мероприятий, доверяет им ответственные участки работы. Таким образом, подростки «группы риска» целенаправленно вовлекаются в деятельность по пропаганде ЗОЖ.
Хотелось бы подчеркнуть большое значение использование творческих заданий. Творческие задания помогают усвоить определенные социальные нормы, заставляют задуматься и самостоятельно искать решение проблем. Определенное место в профилактической работе занимают мотивационные акции. Здесь также предполагается использование различных творческих работ – плакатов, рисунков, сочинений, видеосюжетов, социальных проектов.
Социальное проектирование – это система навыков, которые дают возможность «трудным» подросткам легче адаптироваться в социуме, оценивать собственные действия и предполагают толерантное отношение к другим людям. Социальное проектирование ориентирует учащихся, в том числе и детей группы «риска» на понимание ими социальных проблем, на формирование общественно значимых мотивов, а также на развитие потребностей в изучении общественной жизни через активное участие в ней. Выполненные проекты и все другие виды творческих работ всегда оцениваются и награждаются.
Таким образом, важен опыт участия детей и подростков в социальных проектах, акциях, других проводимых мероприятиях.
Работа с семьей.
В начале каждого учебного года осуществляется диагностика личности и среды. Цель – раннее выявление неблагополучных семей по реализации комплекса мер для оказания социальной помощи нуждающимся подросткам и семьям.
Работа социального педагога с родителями по рассматриваемому направлению направлена на организацию сотрудничества с семьей в интересах ребенка, пропаганду традиций ЗОЖ.
В школе проходит родительский всеобуч, на котором предлагаются темы: «Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний», «Что нужно знать родителям о вреде наркотических веществ и последствиях их употребления», «Роль личного примера и авторитета родителей в воспитании традиций ЗОЖ». Социальным педагогом проводятся индивидуальные и групповые консультации для родителей по проблеме ЗОЖ, выпускаются информационные листы: « 9 аксиом здоровья», «Конфликты отцов и детей», «Уют и комфорт в вашем доме» и другие.
Работа с педагогическим коллективом.
В помощь педагогическому коллективу выпускаются информационные листы, проводятся консультации, круглые столы («Проблемы зависимости от наркотиков»), происходит систематический обмен информацией о «трудных» подростках. В выступлениях социального педагога на планерках, педагогических советах, МО классных руководителей даются рекомендации по проведению классных часов, направленных на пропаганду ЗОЖ.
Итак, опыт работы по формированию и пропаганде ЗОЖ, в том числе опыт проведения Недели профилактики показывает, что воплощение указанных мероприятий по пропаганде ЗОЖ приносит ощутимые плоды:
- рост негативного отношения к употреблению ПАВ;
- увеличение занятости учащихся в секциях и кружках;
- значительное снижение количества правонарушений;
- отсутствие учащихся, состоящих на учете в ОДН ОП.
|