Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.04.2024, 12:11

Сайт МБОУ г.Владимира
"СОШ №16"

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
timmo79
Форма входа
электронные дневники
запись в школу
мониторинг мониторинг мониторинг
персональные данные
независимая оценка качества

Вконтакте

Объявление

Школа готова принять в дар для оснащения учебных кабинетов бывшую в употреблении офисную мебель. С благодарностью рассмотрим все Ваши предложения.

Каталог файлов

Главная » Файлы » Социально-психологическая служба

Профильное обучение в современной школе
04.04.2013, 17:46


Обновление качества общего образования требует от педагогов обратить внимание на профильное обучение в школе. В последнее время стало модным концентрировать внимание на "качестве образования". Профильное обучение в старших классах является важным фактором для повышения этого самого качества. Отсюда и вытекает необходимость внедрения профильного обучения во всех средних школах страны.

Профильное обучения в современной школе определяет стратегию изменений содержания и структуры общего образования. Эти изменения направлены на повышение качества общего образования и установление равного доступа к полноценному образованию различных категорий учащихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями.

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Т.е. профильное обучение в школе должно помочь учащимся реализовать их индивидуальные склонности к образованию.

В решении этой задачи школа ориентируется на социально-образовательный заказ формируемый "снизу" учащимися и их родителями, а также реализуют государственные инициативы, заявляющие те же направления изменений

Суть концепции "профильного обучения" заключается в предоставлении старшеклассникам права самостоятельно выбирать вариант обучения в старших классах по какому-либо определенному профилю. Министерство образования и науки РФ утвердило 4 варианта учебных планов для преподавания в профильных классах: естественно-математический, гуманитарный, социально-экономический, технологический, а также вариант непрофильного обучения - универсальный профиль. Однако, все предлагаемые министерством учебные планы - примерные, и администрация школы может менять их по своему усмотрению. По словам специалистов, в школах, начавших внедрение профильного образования, уже возникло более 12 различных профилей: например, педагогический, медицинский, аграрный и другие. Профильное образование дает возможность углубленно изучать не один предмет, а несколько. Например, естественнонаучный профиль предполагает углубленное изучение физики, химии и биологии, а гуманитарный - литературы, русского и иностранных языков.

Профильное обучение не является профессиональным или производственным, его главная цель - самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. То есть, профильное образование - это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы. Эта подготовка ориентирована на индивидуализацию обучения и профессиональную ориентацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

Каковы же основные задачи системы профильного обучения в средней школе? Их несколько:

·   Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть, именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы.

·   Выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности.

·   Сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности.

·   Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности.

·   Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации.

·   Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.

Организация системы профильного обучения обычно такова: предпрофильные девятые классы и профильные старшие классы. В предпрофильных классах решаются следующие задачи: учебная - "научить учиться", профориентационная и задача общего развития. Но основная цель предпрофильного обучения в 9-ых классах - заранее помочь школьникам определиться с выбором будущего профиля обучения.

Старшая профильная ступень обучения в любой школе, в зависимости от ее возможностей и выбора, может состоять из классов следующих видов:

·   Профильных классов, функционирующих в системе "школа-вуз".

·   Профильных классов, использующих специально разработанные учебные планы.

·   Классов углубленного изучения профильных предметов.

С точки зрения гарантированного поступления в высшие учебные заведения предпочтительнее всего, конечно, классы типа "школа-вуз". В таких классах не только усиливаются профильные дисциплины школьной программы, но и читаются дополнительные курсы преподавателями вуза, с которым у школы налажено сотрудничество. Кроме того, старшеклассники проходят практику на базе данного вуза. Состыковка деятельности школьных учителей и преподавателей вуза - также важное преимущество данного варианта обучения. Но не все школы, особенно в регионах, имеют возможность так тесно контактировать с высшими учебными заведениями. А что касается сельских школ, то их возможности вообще обычно ограничиваются классами углубленного изучения профильных предметов.

Отсюда вытекает и ряд проблем организации профильного обучения в российских школах. Это, прежде всего:

·   отсутствие квалифицированных кадров, способных реализовать программы профильного обучения;

·   невозможность деления классов или параллелей на необходимое количество профильных подгрупп;

·   сложности организации профильного обучения в школе с 1-2-мя классами в параллели.

Таким образом, профильное обучение - вещь полезная и хорошая.

Но в связи с этим хочется привести мнение бывшего министра образования и науки Андрея Фурсенко по поводу концепции "профильного обучения". С его точки зрения, профильное образование, даже самое лучшее, в быстро меняющемся мире "живет" не более 5-10 лет, потом же специалисту все равно придется доучиваться или переучиваться. В этом плане любой профиль относителен, человек должен хорошо владеть базовыми знаниями. По мнению министра, чтобы общество и государство развивались, нужен баланс между базовым и профильным образованием.

С нашей точки зрения, то же самое касается и каждого человека: не стоит так уж сильно увлекаться "специализацией". Очень часто "универсальный профиль" - отличная база для дальнейшей карьеры. Решайте сами, главное: соблюдайте баланс!

В МБОУ «СОШ№16» понимают всю важность профильного обучения и огромную роль отдают предпрофильной подготовки учащихся. Предпрофильная подготовка строится с учетом оказания профориентационной поддержки учащихся в процессе выбора ими профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности; ыыработки у школьников сознательного отношения к труду, профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

В связи с этим в школе проводятся следующие мероприятия:

§   комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;

§   консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые), анкетирование;

§   организация и проведение экскурсий (в учреждения профессионального образования, на предприятия);

§   встречи с представителями предприятий, учреждений профессионального образования.

работа с родителями:

§   проведение родительских собраний (общешкольных, классных);

§   лектории;

§   индивидуальные беседы;

§   анкетирование;

§   организация и проведение профориентационной работы;

§   руководство организациями дополнительного образования, общественными ученическими организациями;

§   помощь в организации временного трудоустройства обучающихся в каникулярное время;

§   участие в работе родительских комитетов, Совета школы и других общественных формирований школы.

Таким образом, после проведенного комплекса мероприятий, учащимся гораздо проще определиться с выбором профиля обучения.

Категория: Социально-психологическая служба | Добавил: krenovaelena
Просмотров: 4266 | Загрузок: 0
Поиск