Обновление качества общего
образования требует от педагогов обратить внимание на профильное обучение в школе. В последнее время стало модным
концентрировать внимание на "качестве образования". Профильное обучение в старших классах
является важным фактором для повышения этого самого качества. Отсюда и вытекает
необходимость внедрения профильного обучения во всех средних школах страны.
Профильное
обучения в современной школе определяет стратегию изменений содержания и структуры общего образования.
Эти изменения направлены на повышение качества общего образования и
установление равного доступа к полноценному образованию различных категорий
учащихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями.
Основная идея обновления старшей
ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать
более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Т.е. профильное
обучение в школе должно помочь учащимся реализовать их индивидуальные склонности
к образованию.
В решении этой задачи школа
ориентируется на социально-образовательный заказ формируемый "снизу"
учащимися и их родителями, а также реализуют государственные инициативы,
заявляющие те же направления изменений
Суть концепции
"профильного обучения" заключается в предоставлении старшеклассникам
права самостоятельно выбирать вариант обучения в старших классах по какому-либо
определенному профилю. Министерство образования и науки РФ утвердило 4 варианта учебных планов для
преподавания в профильных классах: естественно-математический,
гуманитарный, социально-экономический, технологический, а также вариант
непрофильного обучения - универсальный профиль. Однако, все предлагаемые
министерством учебные планы - примерные, и администрация школы может менять их
по своему усмотрению. По словам специалистов, в школах, начавших внедрение
профильного образования, уже возникло более 12 различных профилей: например,
педагогический, медицинский, аграрный и другие. Профильное образование дает
возможность углубленно изучать не один предмет, а несколько. Например,
естественнонаучный профиль предполагает углубленное изучение физики, химии и
биологии, а гуманитарный - литературы, русского и иностранных языков.
Профильное
обучение не является профессиональным или производственным, его главная цель -
самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих
возможностях. То есть, профильное образование - это углубление знаний,
склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной
подготовки в старших классах общеобразовательной школы. Эта подготовка
ориентирована на индивидуализацию обучения и профессиональную ориентацию
обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.
Каковы же основные задачи системы профильного обучения в средней школе? Их несколько:
·
Дать
учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть, именно в
той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы.
·
Выработать у
учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к
решению задач различного уровня сложности.
·
Сориентировать
учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности.
·
Развить у
учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности.
·
Выработать у
учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически
и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой
ситуации.
·
Сделать
учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.
Организация
системы профильного обучения обычно такова: предпрофильные девятые классы и
профильные старшие классы. В предпрофильных классах решаются следующие задачи:
учебная - "научить учиться", профориентационная и задача общего
развития. Но основная цель предпрофильного обучения в 9-ых классах - заранее
помочь школьникам определиться с выбором будущего профиля обучения.
Старшая
профильная ступень обучения в любой школе, в зависимости от ее возможностей и
выбора, может состоять из классов следующих видов:
·
Профильных
классов, функционирующих в системе "школа-вуз".
·
Профильных
классов, использующих специально разработанные учебные планы.
·
Классов
углубленного изучения профильных предметов.
С точки
зрения гарантированного поступления в высшие учебные заведения предпочтительнее
всего, конечно, классы типа "школа-вуз". В таких классах не только
усиливаются профильные дисциплины школьной программы, но и читаются
дополнительные курсы преподавателями вуза, с которым у школы налажено
сотрудничество. Кроме того, старшеклассники проходят практику на базе данного
вуза. Состыковка деятельности школьных учителей и преподавателей вуза - также
важное преимущество данного варианта обучения. Но не все школы, особенно в
регионах, имеют возможность так тесно контактировать с высшими учебными
заведениями. А что касается сельских школ, то их возможности вообще обычно
ограничиваются классами углубленного изучения профильных предметов.
Отсюда
вытекает и ряд проблем
организации профильного обучения в российских школах. Это, прежде всего:
·
отсутствие
квалифицированных кадров, способных реализовать программы профильного обучения;
·
невозможность
деления классов или параллелей на необходимое количество профильных подгрупп;
·
сложности
организации профильного обучения в школе с 1-2-мя классами в параллели.
Таким
образом, профильное обучение - вещь полезная и хорошая.
Но в связи с
этим хочется привести мнение бывшего министра образования и науки Андрея
Фурсенко по поводу концепции "профильного обучения". С его точки
зрения, профильное образование, даже самое лучшее, в быстро меняющемся мире
"живет" не более 5-10 лет, потом же специалисту все равно придется
доучиваться или переучиваться. В этом плане любой профиль относителен, человек
должен хорошо владеть базовыми знаниями. По мнению министра, чтобы общество и
государство развивались, нужен баланс между базовым и профильным образованием.
С нашей
точки зрения, то же самое касается и каждого человека: не стоит так уж сильно
увлекаться "специализацией". Очень часто "универсальный профиль"
- отличная база для дальнейшей карьеры. Решайте сами, главное: соблюдайте
баланс!
В
МБОУ «СОШ№16» понимают всю важность профильного обучения и огромную роль отдают
предпрофильной подготовки учащихся. Предпрофильная подготовка строится с учетом
оказания профориентационной поддержки учащихся в
процессе выбора ими профиля обучения и сферы будущей профессиональной
деятельности; ыыработки у школьников сознательного отношения к труду,
профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности
в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований
рынка труда.
В
связи с этим в школе проводятся следующие мероприятия:
§
комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических
мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
§
консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные,
групповые), анкетирование;
§
организация и проведение экскурсий (в учреждения профессионального
образования, на предприятия);
§
встречи с представителями предприятий, учреждений профессионального
образования.
работа с родителями:
§
проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
§
лектории;
§
индивидуальные беседы;
§
анкетирование;
§
организация и проведение профориентационной работы;
§
руководство организациями дополнительного образования,
общественными ученическими организациями;
§
помощь в организации временного трудоустройства обучающихся в
каникулярное время;
§
участие в работе родительских комитетов, Совета школы и других
общественных формирований школы.
Таким
образом, после проведенного комплекса мероприятий, учащимся гораздо проще
определиться с выбором профиля обучения. |