Готовность к школе – это
определённый уровень морфологического, функционального и психического развития
ребёнка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными
и не приведут к нарушению здоровья. (М. М. Безруких)
Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает:
физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую готовность,
социальную и личностную готовность к обучению в школе. Это не разные виды
готовности к школе, а разные стороны её проявления в различных формах
активности.
Физиологическая готовность к школе определяется уровнем
развития основных функциональных систем организма и состоянием его здоровья.
Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе – готовность к
усвоению определённой части культуры, включённой в содержание образования.
Личностная готовность определяется уровнем самосознания,
самооценкой и мотивацией ребёнка к школе.
Социальная зрелость –
потребность и умение ребёнка общаться с детьми и взрослыми, подчиняться их
интересам, оценивать ситуацию и регулировать своё поведение.
Виды универсальных
учебных действий
|
На момент поступления ребёнка в школу
|
Личностные
УУД
|
-эмоциональное
положительное отношение к школе;
-чувство
необходимости учения;
-адекватное
содержательное представление о школе, готовность принять новую социальную
позицию и роль ученика;
-предпочтение коллективных занятий индивидуальным занятиям
дома;
-предпочтение
социального способа оценки своих знаний дошкольным способам поощрения
(сладости, подарки);
-обобщенное и
дифференцированное отношение ребёнка к самому себе;
-способность к
адекватной, критичной самооценке в конкретных видах деятельности;
-имеет представление
о своей стране, государственной символике, праздниках;
- имеет чувство
гордости за свою страну;
- знает основные
моральные нормы, испытывает чувство стыда и вины при их нарушении;
-усвоение норм
справедливого распределения (не жадничать), взаимопомощи (сострадание и
забота), правдивости (ложь и обман);
-преобладание
учебного, познавательного и социального мотивов;
|
Регулятивные УУД
|
-четко выполняет
заданную инструкцию;
-умеет сохранять
заданную цель;
-умеет осуществлять
действие по образцу и заданному правилу;
-сформирован
внутренний план действий;
-умеет контролировать свою деятельность по
результату;
-умеет видеть указанную ошибку и исправлять её по
указанию взрослого;
-умеет адекватно понимать оценку взрослого и
сверстника;
-преодоление
импульсивности и непроизвольности .
|
Познавательные УУД
|
-умеет слушать,
понимать и пересказывать простые тексты;
-проявляет
самостоятельность в игровой деятельности, выбирая ту или иную игру и способы
её осуществления;
-умеет использовать
предметные действия заместители, а также понимать изображения и описывать
изобразительными средствами увиденное;
-умеет следовать
образцу, правилу, инструкции;
-умеет увидеть
целое раньше его составляющих;
-задаёт вопросы:
как, почему, зачем?
-интересуется
причинно-следственными связями.
|
Коммуникативные УУД
|
-понимание возможности
различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
-ориентация на
позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения;
-понимание
возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание
относительности оценок или подходов к выбору;
-учет разных мнений
и умение обосновывать собственное.
-умеет
договариваться, находить общее решение;
-умеет
аргументировать своё предложение, убеждать, и уступать;
-способен сохранять
доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
-взаимоконтроль и
взаимопомощь по ходу выполнения задания.
-рефлексия своих
действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий
осуществляемых действий;
-способен строить
понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что
нет;
-умеет с помощью
вопросов получать необходимые от партнёра сведения по деятельности.
|
|