Элективный курс по русскому языку
«ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОРФОГОРАФИИ»
Учебный курс подготовки учащихся 10 класса к ЕГЭ.
Учитель первой квалификационной категории МБОУ "СОШ №16"
Шутова Елена Борисовна
Аннотация.
Программа элективного курса подготовки «Трудные случаи орфографии» предназначена для учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений.
Курс ориентирован на всех учащихся, желающих повысить уровень орфографической грамотности, при подготовки к ЕГЭ.
Элективный курс «Трудные случаи орфографии» поможет ликвидировать имеющиеся пробелы в орфографической подготовке учащихся, сформировать и закрепить навыки правописания тех орфограмм, которые по той или иной причине оказались усвоенными недостаточно.
На занятиях проводится систематизация орфографических знаний учащихся. Многие правила даются в виде удобных, легко запоминающихся таблиц и схем.
Предлагаемый курс поможет в подготовке к письменному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.
Пояснительная записка
Элективный курс «Трудные случаи орфографии», предназначенный для учащихся 10 класса, расширяет, углубляет и обобщает содержание базового курса русского языка в 5-9 классах.
Основной целью элективного курса является повышение правописной грамотности учащихся, развитие культуры письма.
Выбор орфографии в качестве предмета изучения не случаен. Практика работы в 8-10 классах показывает, что учащиеся, знакомясь с новыми синтаксическими и пунктуационными темами, недостаточное внимание уделяют орфографическим нормам, многие орфограммы, изученные в 5-7 классах, забываются. Уроки повторения орфографии не всегда могут восполнить этот пробел. Учащимся 10 класса особенно необходимы навыки орфографической грамотности, при подготовки к ЕГЭ.
Элективный курс позволяет, с одной стороны, осуществить целостный, системный подход к повторению и обобщению орфографических тем, большая часть которых объединяется в своеобразные блоки (многие правила в таких блоках целесообразно представить в виде удобных, легко запоминающихся таблиц и схем), с другой – внести в этот процесс элементы занимательности, углубить и расширить интерес учащихся к изучению русского языка. С этой целью предлагается использовать этимологический словарь, привлечь материал из научно-популярных книг и пособий (см. раздел «Литература»).
Предметным результатом могут быть:
- орфографический диктант;
- тест по орфографии;
- работа юного корректора (исправление орфографических ошибок);
- интернет-ресурсы.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА.
Тема 1. Части слова и части речи. Зачем их знать и как определять.
Морфемика и морфология как ключи к орфографической грамотности. Разбор по составу. Части речи.
Тема 2. Орфограммы в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных.
Тема 3. Правописание приставок и букв на стыке приставки и корня.
Приставки, не изменяющиеся на письме. Буквы «З» и «С» на конце приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок.
Тема 4. «Ь» после шипящих на конце слова в разных частях речи.
Употребление буквы «Ь» после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы «Ь» на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Тема 5. Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи и слова.
Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е.
Тема 6. Н и НН в разных частях речи.
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных прилагательных. Одна буква Н в кратких причастиях. Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на –О(-Е).
Тема 7. Правописание НЕ с разными частями речи.
Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, деепричастиями, причастиями, существительными, прилагательными и наречиями на –О(-Е). Слитное написание приставки НЕДО- со словами.
Тема 8. Слитное, дефисное, раздельное написание разных частей речи.
Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами.
Тема 9. Орфограммы в суффиксах и окончаниях разных частей речи.
Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных. Правописание гласных в личных окончаниях глагола и в суффиксах причастий. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.
В конце занятий проводится практикум-зачет в форме орфографического диктанта, теста или в виде задания юному корректору по исправлению орфографических ошибок.
Учебно-тематический план
программы элективного курса
для учащихся 10 класса при подготовке к ЕГЭ
«Трудные случаи орфографии».
№
|
Содержание разделов и тем
|
Количество
часов
|
Виды деятельности
учащихся
|
1.
|
Части слова и части речи. Зачем их знать и как определять.
|
1
|
Морфемный разбор; классификационно-обобщающая работа.
|
2.
|
Орфограммы в корне слова.
|
1
|
Орфографический разбор; диктант «Проверяю себя».
|
3.
|
Правописание приставок и букв на стыке приставки и корня.
|
2
|
Анализ правописания данных слов; орфографический разбор.
|
4.
|
Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи.
|
1
|
Выборочное письмо; подбор примеров на данное правило.
|
5.
|
Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи и слова.
|
2
|
Выборочный диктант; орфографический разбор.
|
6.
|
Н и НН в разных частях речи.
|
2
|
Подбор примеров на данное правило.
|
7.
|
Правописание НЕ с разными частями речи.
|
2
|
Диктант «Проверяю себя»; анализ правописания данных слов.
|
8.
|
Слитное, дефисное, раздельное написание разных частей речи.
|
2
|
Объяснительный словарный диктант; классификационно-
обобщающая работа.
|
9.
|
Орфограммы в суффиксах и окончаниях разных частей речи.
|
3
|
Орфографический анализ текста.
|
10.
|
Зачетная работа.
|
1
|
Орфографический диктант, тест или исправление орфографических ошибок в данном тексте.
|
|
Итого:
|
17
|
|
ЛИТЕРАТУРА
- Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6,7 класс. - М., 2003.
- Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л., 1990.
- Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1996.
- Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2001.
- Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. – М., 1971.
|