Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.04.2024, 05:03

Сайт МБОУ г.Владимира
"СОШ №16"

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
электронные дневники
запись в школу
мониторинг мониторинг мониторинг
персональные данные
независимая оценка качества

Вконтакте

Объявление

Школа готова принять в дар для оснащения учебных кабинетов бывшую в употреблении офисную мебель. С благодарностью рассмотрим все Ваши предложения.

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка » учителей русского языка и литературы

Элективный курс по русскому языку «ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОРФОГОРАФИИ»
15.09.2015, 11:24

Элективный курс по русскому языку

«ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОРФОГОРАФИИ»

Учебный курс подготовки учащихся 10 класса к ЕГЭ.

Учитель первой квалификационной категории МБОУ "СОШ №16"

Шутова Елена Борисовна

Аннотация.

Программа элективного курса подготовки «Трудные случаи  орфографии» предназначена для учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений.

Курс ориентирован на всех учащихся, желающих повысить уровень орфографической грамотности, при подготовки к ЕГЭ.

Элективный курс «Трудные случаи  орфографии» поможет ликвидировать имеющиеся пробелы в орфографической подготовке учащихся, сформировать и закрепить навыки правописания тех орфограмм, которые по той или иной причине оказались усвоенными недостаточно.

На занятиях проводится систематизация орфографических знаний учащихся. Многие правила даются в виде удобных,  легко запоминающихся таблиц и схем.

Предлагаемый курс поможет в подготовке к письменному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.

 

Пояснительная записка

 

     Элективный курс «Трудные случаи  орфографии», предназначенный для учащихся 10 класса, расширяет, углубляет и обобщает содержание базового курса русского языка в 5-9 классах.

Основной целью элективного курса является повышение правописной грамотности учащихся, развитие культуры письма.

     Выбор орфографии в качестве предмета изучения не случаен. Практика работы в 8-10 классах показывает, что учащиеся, знакомясь с новыми синтаксическими и пунктуационными темами, недостаточное внимание уделяют орфографическим нормам, многие орфограммы, изученные в 5-7 классах, забываются. Уроки повторения орфографии не всегда могут восполнить этот пробел. Учащимся 10 класса особенно необходимы навыки орфографической грамотности, при подготовки к ЕГЭ.

     Элективный курс позволяет, с одной стороны, осуществить целостный, системный подход к повторению и обобщению орфографических тем, большая часть которых объединяется в своеобразные блоки (многие правила в таких блоках целесообразно представить в виде удобных, легко запоминающихся таблиц и схем), с другой – внести в этот процесс элементы занимательности, углубить и расширить интерес учащихся к изучению русского языка. С этой целью предлагается использовать этимологический словарь, привлечь материал из научно-популярных книг и пособий (см. раздел «Литература»).

 

Предметным результатом могут быть:

  1. орфографический диктант;
  2. тест по орфографии;
  3. работа юного корректора (исправление орфографических ошибок);
  4. интернет-ресурсы.

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА.

 

Тема 1. Части слова и части речи. Зачем их знать и как определять.

Морфемика и морфология как ключи к орфографической грамотности. Разбор по составу. Части речи.

        

Тема 2. Орфограммы в корне слова.

 Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных.

 

Тема 3. Правописание приставок и букв на стыке приставки и корня.

Приставки, не изменяющиеся на письме. Буквы «З» и «С» на конце приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок.

 

Тема 4. «Ь» после шипящих на конце слова в разных частях речи.

Употребление буквы «Ь» после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы «Ь» на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

 

Тема 5. Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи и слова.

Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е.

 

Тема 6. Н и НН в разных частях речи.

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных прилагательных. Одна буква Н в кратких причастиях. Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на –О(-Е).

 

Тема 7. Правописание НЕ с разными частями речи.

Слитное и раздельное написание  НЕ с глаголами, деепричастиями, причастиями, существительными, прилагательными и наречиями на –О(-Е). Слитное написание приставки НЕДО- со словами.

 

Тема 8Слитное, дефисное, раздельное написание разных частей речи.

Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами.

 

Тема 9. Орфограммы в суффиксах и окончаниях разных частей речи.

Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных. Правописание гласных в личных окончаниях глагола и в суффиксах причастий. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.

 

           В конце занятий проводится практикум-зачет в форме  орфографического диктанта, теста или в виде задания юному корректору по исправлению орфографических ошибок.

 

Учебно-тематический план

программы  элективного курса

для учащихся 10 класса при подготовке к ЕГЭ

«Трудные случаи  орфографии».

 

 

Содержание разделов и тем

Количество

часов

Виды деятельности

учащихся

1.

Части слова и части речи. Зачем их знать и как определять.

 

1

Морфемный разбор; классификационно-обобщающая работа.

2.

Орфограммы в корне слова.

 

1

Орфографический разбор; диктант «Проверяю себя».

3.

Правописание приставок и букв на стыке приставки и корня.

 

2

Анализ правописания данных слов; орфографический разбор.

4.

Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи.

 

1

Выборочное письмо; подбор примеров на данное правило.

5.

Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи и слова.

 

2

Выборочный диктант; орфографический разбор.

6.

Н и НН в разных частях речи.

 

2

Подбор примеров на данное правило.

7.

Правописание НЕ с разными частями речи.

 

2

Диктант «Проверяю себя»; анализ правописания данных слов.

8.

Слитное, дефисное, раздельное написание разных частей речи.

 

2

Объяснительный словарный диктант; классификационно-

обобщающая работа.

9.

Орфограммы в суффиксах и окончаниях разных частей речи.

3

Орфографический анализ текста.

10.

Зачетная работа.

 

1

Орфографический диктант, тест или исправление орфографических ошибок в данном тексте.

 

Итого:

17

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6,7 класс. - М., 2003.
  2. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л., 1990.
  3. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1996.
  4. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2001.
  5. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие    для учителя. – М., 1971.

 

Категория: учителей русского языка и литературы | Добавил: krenovaelena
Просмотров: 1083 | Загрузок: 0
Поиск