Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 26.09.2020, 11:10

Сайт МБОУ г.Владимира
"СОШ №16"

Наша любимая школа отмечает 55 учебный год! Отличный год в отличной школе!
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
электронные дневники
мониторинг
мониторинг мониторинг
персональные данные
памятка жд независимая оценка качества ПАМЯТКА «ТЕЛЕФОННЫЙ ТЕРРОРИЗМ»
Объявление

Школа готова принять в дар для оснащения учебных кабинетов бывшую в употреблении офисную мебель. С благодарностью рассмотрим все Ваши предложения.

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка » учителей начальных классов

Урок по теме: «Рождество. Крещение» (модуль ОПК)
[ Скачать с сервера (2.19 Mb) ] 20.03.2013, 18:25

Урок по теме: «Рождество. Крещение» (модуль ОПК)

учителя начальных классов

Мотиной Екатерины Евгеньевны

МБОУ СОШ №16 г. Владимира

Цель: развитие мыслительных и творческих способностей детей через формирование знаний о православных праздниках.

Задачи:

1.                  Познакомить детей с историей появления праздника Рождество Христово; с традициями, обычаями, символом, приметами Рождества; с новыми словами и понятиями (коляда, ряженый).

2.                  Прививать  уважение к прошлому своего народа, его культуре, традициям и обрядам.

 

Ход урока:

Организационный момент. (Слайд 1)

Звезды зажглись в таинственной мгле…
Ангелы сходят с небес.
Дети, Младенец - Христос на земле -
Чудо свершилось!
Будет конец преступленью и злу,
Верой зажгитесь сердца!
Бог, среди нас, поклонитесь Ему,
Славьте Младенца - Христа!

- Кто-нибудь догадался, о каком православном празднике сегодня будем говорить? (РОЖДЕСТВО) (Слайд 2)

- Действительно,  7 января мы встречаем самый теплый, светлый и любимый праздник РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. Христиане верят, что в эту ночь в Вифлееме родился Сын Божий Иисус Христос.

Рождение детей – всегда важное и радостное событие в жизни людей, родственники, знакомые поздравляют счастливых родителей, дарят подарки, желают здоровья и благополучия родившемуся ребенку. Все люди любят свой день рождения и ежегодно его отмечают. А день рождения Христа празднуют во всем мире. Рождество стало важнейшим событием для всего человечества, современное летосчисление ведется именно от Рождества Христова. И сегодня мы с вами вспомним настоящую Рождественскую историю, которая происходила много - много лет назад (более двух тысяч лет).

Основная часть.

 - Итак, Рождество Христово, произошло в ночь с 6 на 7 января. Послушайте, как это было.  (Звучит «Вальс снежинок» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»).

Согласно Евангелию, Иосиф и Мария, ожидавшая ребенка, направились в город Вифлеем.  В то время в Вифлееме собралось очень много народа. Иосиф и Мария не смогли найти свободного места в гостинице и поэтому приютились за городом в пещере (вертепе), куда пастухи загоняли свои стада в ненастную погоду. Именно здесь Мария и родила Иисуса Христа (Слайд 3), спеленала и положила его в ясли – решетчатый ящик, в который клали корм для скота. Теперь в память о колыбели Христа яслями называют детское учреждение, где воспитывают совсем маленьких детей. - С рождением младенца Христа связана одна  легенда, которая так и называется - « Святая ночь».

Когда – то один человек, в темную ночь вышел на улицу, чтобы раздобыть огня. Он переходил от хижины к хижине и стучался. « Помогите мне, добрые люди! – говорил он. Моя жена только что родила ребенка, и мне надо развести огонь, что бы согреть ее и младенца»

Но была глубокая ночь, и все люди спали. Никто не откликнулся на его просьбу.

Человек шел все дальше  и дальше. Наконец, он заметил вдали  мерцающее пламя. Он направился в ту сторону и увидел, что огонь разведен под открытым небом. Множество белых овец спали вокруг костра, а старый пастух сидел и стерег все стадо.

Когда человек, который искал огня, подошел  к овцам, он увидел, что у ног пастуха лежат и спят 3 собаки. При его приближении все 3 проснулись и раскрыли свои широкие пасти, точно собираясь залаять, но не издали,  ни единого звука. Он видел, как шерсть дыбом поднялась у них на спине, как их острые белые зубы ослепительно засверкали в свете костра,  и как они кинулись на него. Он почувствовал, как одна схватила его за ногу, другая – за руку, третья вцепилась ему в горло. Но челюсти и зубы не повиновались собакам, и, не причинив ему, ни малейшего вреда, они отошли в сторону.

Он хотел идти дальше. Но овцы лежали так тесно друг возле друга, спина к спине, что он не мог пробраться между ними. Тогда он по их спинам пошел вперед, к костру. И ни одна овца не проснулась и не пошевелилась.

-От чего же они продолжали спокойно лежать? Ведь они такие пугливые?

Когда человек подошел достаточно близко к огню, пастух поднял голову. Это был угрюмый старик, грубый и неприветливый со всеми. И когда он увидел, что к нему приближается незнакомец, он схватил длинный, остроконечный посох, с которым ходил всегда за стадом, и бросил в него. И посох со свистом полетел прямо в незнакомца, но, не ударив его, отклонился в сторону и пролетел мимо, на другой конец поля.

-От чего же посох не попал в этого человека?

Человек подошел тогда к пастуху и сказал ему: «Друг, помоги мне, дай огня! Моя жена только что родила ребенка, и мне надо развести огонь, чтобы согреть ее и младенца!»

Старик предпочел бы ответить отказом, но, когда он вспомнил, что собаки не могли укусить этого человека, овцы не разбежались от него и посох не задел его, ему стало не по себе, и он не посмел отказать ему в просьбе.

- Бери сколько тебе нужно! — сказал пастух.

Но костер почти догорел, и не оставалось больше ни одного полена, ни одного сучка, лежала только большая куча жару; у незнакомца не было ни лопаты, ни совка, которыми он мог бы набрать себе красных угольков. Увидев это, пастух повторил:

-Бери сколько тебе нужно! – и радовался при мысли, что человек не может унести с собой огня.

Но тот наклонился, выбрал угли из пепла голыми руками и положил их в полу своей одежды. И угли не обожгли ему рук, когда он брал их, и не прожгли его одежду; он понес их, словно это были яблоки или орехи.

-Отчего же угольки не обожгли его?

Когда злой и сердитый пастух увидел все это, он очень удивился: « Что за ночь, в которую собаки не кусают, овцы не пугаются, посох не убивает и огонь не жжет?» Он остановил незнакомца и спросил его:

-Что это за ночь такая? И отчего все животные и вещи так милостивы к тебе?

-Я не могу тебе этого объяснить, раз ты сам этого не видишь! — ответил  незнакомец и пошел своей дорогой, чтобы поскорей развести огонь и согреть жену и младенца.

Пастух решил не терять этого человека из виду, пока ему не станет ясно, что все это значит. Он встал и пошел следить за ним до самого обиталища. И пастух увидел, что у того нет даже хижины для жилья, что жена его и новорожденный ребенок лежат в горной пещере, где нет ничего, кроме голых, холодных каменных стен. Пастух подумал, что бедный невинный младенец может насмерть замерзнуть в этой пещере, и, хотя он был суровым человеком, он растрогался до глубины души  и решил помочь малютке. Сняв с плеч котомку, он вынул оттуда мягкую белую овчину и отдал ее незнакомцу, чтобы тот уложил на нее младенца. (Слайд 4)

И в тот самый миг, когда оказалось, что и он тоже может быть милосердным, глаза его открылись, и он увидел то, чего раньше не мог видеть, и услышал то, чего раньше не мог слышать.

Он увидел, что вокруг него плотным кольцом ангелочки с серебряными крылышками. И каждый из них держит в руках  арфу, и все они поют громкими голосами о том, что в эту ночь родился Спаситель, который искупит мир  от греха.

Тогда пастух понял, почему все в природе так радовалось в эту ночь и никто не мог причинить зла отцу ребенка. Оглянувшись, пастух увидел, что ангелы были повсюду. Они сидели в пещере, спускались с горы и летали в поднебесье; они шли по дороге огромными толпами и, когда проходили мимо, останавливались и бросали взоры на младенца. И повсюду царили ликование, радость, пение и веселье…

Все это пастух увидел среди  ночной тьмы, в которой раньше ничего не мог разглядеть. И он, обрадовавшись, что глаза его открылись, упал на колени и стал благодарить Бога.

-Но то, что видел пастух, мы тоже могли бы увидеть, потому что ангелы летают в поднебесье каждую рождественскую ночь. Если  бы мы только умели смотреть.

- Это такая же, правда, как то, что мы видим друг друга. Дело не в свечах и лампадах, не в солнце и луне, а в том, чтобы иметь очи, которые могли бы видеть величие Господа (Слайд 5).

 

- В миг рождения мальчика на далеком Востоке вспыхнула яркая звезда, возвестив волхвам (мудрецам, занимавшихся наблюдениями за звездами и их изучением) о рождении Спасителя мира. Ведомые этой звездой, они пришли в Вифлеем. В городе звезда остановилась над местом, где находился родившийся Иисус. Поклонившись до земли, волхвы поднесли младенцу дары (Слайд 6).

 

- Почему же праздник называется Рождество Христово?

- Рождение кого прославляют люди?

- Что же  может является символом праздника?

Родилась она в лесу.

Там росла и расцвела.

А теперь свою красу

К Рождеству нам принесла. (ель)

- Правильно, символом Рождества является ель.

- Какие блюда  готовят ваши мамы на Рождество? (Оказывается, в канун Рождества готовили специальное сочное  рождественское блюдо. Называется оно Сочиво. Это каша, которую готовят из различных сортов злаковых, пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, смешанной с медом и с миндальным и маковым соком).

Физическая минутка (разминка для глаз).

- Издревле сохранилось такое поверье, что в ночь перед Рождеством хозяйничают две силы: добро и зло. К какой из них человек склонился, та и совершит с ним чудеса в эту волшебную ночь. Сила добра звала на празднование рождения Христа за рождественским столом, праздничные добрые песнопения, а злая сила собирала на шабаш всякую нечисть, ведьм и чертов. Вечером по селам начинала ходить по домам «коляда»  – наряженная и переодетая молодежь. Они стучали в дома, пели песни, чествовали хозяев, не скупясь на слова. Посыпали пороги домов зерном, рисовым ржаным. Это называлось колядование или колядки (Слайд 7).

Инсценировка детьми обряда колядования (колядки).

   Учитель: Дети колядовали обычно днём, а взрослые вечером. Они переодевались в цыганок, ведьм, кикимор, домашних животных – это называлось «ряженьем». Я предлагаю вам перенестись в 1786 год в деревню Иванова, Владимирской губернии. (Декорации. В русской избе стоит накрытый праздничный стол, за ним сидят мать, отец и четверо детей. Все одеты в русские народные костюмы).

   Учитель: Мы очутились с вами в избе Прохорова Матвея Фёдоровича. Он сидит во главе стола. Около самовара его жена Анисья Петровна, а рядом с ними дети Марфа, Пётр, Василий и Николай. Семья отдыхает и ждёт прихода гостей. А вот они и пожаловали.

Ряженные.

Вот и матушка – зима пришла,
Отворяй – ка ворота!
Пришли святки!
Пришла коляда!
Коляда – моляда
Зашла в новы ворота!
А за ней мороз
Через тын перерос!
Мороз невелик,
Да стоять не велит!
Не велит мороз стоять,
Нам пора колядовать!
Взявшись за руки, идут «змейкой» и поют:
Коляда-моляда.
Прикатила молода.
мы нашли коляду
Во Матвеевом двору!
Эй дядька Матвей,
Выноси добро во двор!
Как на улице мороз
Подмораживает нос,
не велит долго стоять,
Велит скоро подавать
Или тёпленький пирог,
Или маслице, творог,
Или денежку копьём,
Или рубль серебром!

Хозяин. Здравствуйте, люди добрые! Просим в избу! Красному гостю – красное место!

Хозяйка.

Вот вам угощенье –
Пироги да печенье,
Пряники, конфетки,
Покушайте детки!

Ряженные. Благодарствуем добрым хозяевам и дальше пойдём.

Учитель: Ребята, мы посмотрели, как происходило колядование. Колядующие желали хозяевам дома жизненных благ, а те, в свою очередь, одаривали  их деньгами или сладостями. Сладости и мелкие безделушки колядующие оставляли  себе, а вот собранные деньги относили в местную церковь.

- Неизменным атрибутом (традицией) рождественских праздников являются гадания. Гадали и девушки и парни. Мы разберем некоторые из них. (У учителя на уроке есть помощники)

1) Над горящей свечей топится воск в ложке. Когда воск полностью растворится, резким движением воск из ложки выливается в сосуд с водой. По полученной вылитой фигурке предсказывается будущее. Например, собака - появление верных друзей; дерево - если ветви направлены вверх – это означает ближайшую радость, если в низ – скуку, тоску и печаль; лицо старика или старухи – к болезни; свеча или кольцо – предрекают близкую свадьбу; если на дно упал блин – это, наоборот, вещает, продолжительное девичество (Слайд 8).

2) В сосуд с водой кладутся три кольца – золотое, серебряное и простое, из дешевого материала. Девушке завязывают глаза. Какое кольцо достанет из воды, такое будущее и ожидает ее. Кольцо золотое – будет жить в богатстве, серебряное – средний достаток, а если простое, то жизнь будет бедной (Слайд 9).

3) Гадание по бумаге. Напишите на листочках бумаги 12 желаний и положите под подушку на ночь. Сбудутся те три из них, которые вы первыми достанете утром (Слайд 10).

- 19 января верующие празднуют Крещение Господне (Слайд 11). Крещение – великий, древнейший христианский праздник. Посвященный  крещению Господа Иисуса Христа в водах реки Иордан. Праздник Крещения имеет два названия. Его называют еще Богоявлением. Именуется он так потому, что в этом событии явила себя людям вся Святая Троица: Бог Отец – голосом с неба, Бог Сын – крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой – сошествием в виде голубя.


- В этот день совершается великое освящение воды, которую люди берут в свои дома и сохраняют в течение года. Считается, что вода во всех источниках и колодцах становится священной. Самые смелые христиане в этот день окунаются в реке, в освященной ледяной воде. Хранят крещенскую воду дома до следующего праздника Крещения.

(Ученица читает стихотворение Николая Горожанина «Крещенская ночь»)

Трещат морозы на Крещенье,
В окно взираю по ночам.
Какое ж чудное виденье
Предстало вдруг моим очам!

     На землю свет свой изливая,
     Сияет месяц золотой.
     А снег искрится, остывая,
     Мороз крепчает с темнотой.

Алмазной россыпью сверкая,
Застыли звезды в вышине.
Морозный иней, ниспадая,
В ночной мерцает тишине.

     Глазам не веря, в изумленьи
     Стою, как будто у холста.
     Какое ж чудное виденье –
     Крещенской ночи красота!

1) Работа в группах: учащимся предлагаем набор карточек с терминами:

·         1 группа: Мария, волхвы, Вифлеем, звезда, дары, ясли, младенец, Рождество.

Вопросы: 1. Как звали мать Иисуса Христа?  2. Где родился младенец? 3. Как волхвы нашли дорогу к вертепу и что преподнесли? 4. Что означает свет Вифлеемской звезды?

·         2 группа: пророк  Иоанн, река Иордан, голубь,  Иисус, Крещение.

Вопросы: 1. Запомнили ли вы, как называется река, в которой принял Крещение Спаситель? 2. Как звали пророка, крестившего Христа в Иордане? 3.Что произошло в момент Крещения Господня?

            Ребята в группах выполняют небольшой проект, отвечая на вопросы, данные учителем, раскрывая смысл слов на карточках. На большом листе бумаги нарисовать групповые рисунки праздников Рождества и Крещения. Выбирается представитель (два человека) от группы, который (ые) будут защищать данный проект.

 

2) Упражнения на ассоциации:

Волхвы, гадания, ряженые, колядки, гусь с яблоками, пироги.

Святая вода, купанье в проруби, гадание, мороз, освящение скота, кутья

 

Итог урока

– Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомились с тем как проходили зимние Христианские праздники Руси. Вы прекрасно поработали, просто молодцы! (Слайд 12)

Рефлексия.

- Ребята, у вас на столе лежат различные украшения для новогодней ёлки. Если вам было интересно, захватывающе,  то выберите яркого цвета украшения, а если что – то огорчило, не получилось – возьмите бледные расцветки.

 

 Презентация к уроку

 

 

 

Категория: учителей начальных классов | Добавил: krenovaelena
Просмотров: 4022 | Загрузок: 558
Поиск
Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников