Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.04.2024, 00:26

Сайт МБОУ г.Владимира
"СОШ №16"

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
электронные дневники
запись в школу
мониторинг мониторинг мониторинг
персональные данные
независимая оценка качества

Вконтакте

Объявление

Школа готова принять в дар для оснащения учебных кабинетов бывшую в употреблении офисную мебель. С благодарностью рассмотрим все Ваши предложения.

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка » учителей начальных классов

Технологическая карта урока как современная форма планирования.
[ Скачать с сервера (14.5 Kb) ] 29.09.2014, 12:58

Технологическая карта урока как современная форма планирования.

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

 МБОУ «СОШ № 16» г. Владимира

 Чередкова Н.Н.

           Российская школа переживает сегодня серьёзные преобразования. На смену знаниевой парадигме пришел Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО),  в основе которого лежит системно-деятельностный подход к развитию универсальных учебных действий (далее УУД). Это привело к глубинным изменениям целей и задач школьного образования, а главное – сориентировало  педагога  на получение нового образовательного результата, соответствующего требованиям современной жизни.

          Начальная школа  - самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в общеобразовательном учреждении (далее – ОУ); расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

           Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения призвана обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

            В результате начального общего образования у обучающихся должны быть сформированы: желание и умение учиться, готовность к образованию и самообразованию на ступени основного общего образования; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности, математическая грамотность и грамотность в области чтения как основа всего последующего образования.

           В этой связи возрастают требования к профессионализму современного учителя начальной общеобразовательной школы, основными компетенциями которого должны стать:

- Планирование образовательной деятельности во взаимосвязи с планируемыми результатами и их оценки.

-  Использование инновационных технологий в образовательном процессе.

- Осуществление обучения в соответствии с требованиями системно-деятельностного, личностно-ориентированного  и развивающего подходов.

- Способность решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

- Формирование и развитие у обучающихся УУД.

- Формирование у обучающихся навыков аргументации собственной точки зрения.

    На современном этапе учитель начальной общеобразовательной школы должен быть готов к организации образовательного процесса, соответствующего новым требованиям, а для этого должен сам:

- научиться выстраивать взаимодействие с обучающимися и обучающихся между собой как совместную учебную деятельность; управлять этой сложной коллективно распределённой формой организации учебной работы;

- уметь оптимизировать учебную деятельность так, чтобы в её процессе были сформированы УУД на максимально возможном для каждого ученика уровне.

- владеть широкой палитрой методических приёмов, социальных форм (индивидуальная, дифференцированная, групповая, парная и др.) и современных информационно-коммуникационных средств обучения.

- уметь организовать в классе обучение, построенное по типу учебной деятельности, что предполагает широкое учебное сотрудничество обучающихся и сложный процесс управления коллективно-распределённой формой организации деятельности со стороны учителя.

         Таким образом, учителям начальных классов необходимо освоить новые формы планирования и организации образовательного процесса в начальной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО и отказаться от сложившейся за предыдущие годы устойчивой методики проведения урока, от поурочных разработок, накопившихся за многие годы.

         Решением поставленных задач может стать проектирование технологической карты урока.

         Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п. [1]

             Исходя из определения “технологическая карта”, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании

технологической карты урока:

- в ней должен быть описан весь процесс деятельности;

- должны быть указаны операции, их составные части.

             Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

            Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и четкой фиксации субъект-субъектных форм

взаимодействия его участников. Поэтому для того чтобы грамотно отразить

в технологической карте урока специфику педагогической деятельности,

необходимо обратиться к понятию деятельности.

            Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование действительности. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность.[2]

 В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть

возможность:

- тщательного планирования каждого этапа деятельности;

- максимально полного отражения последовательности;

- всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному

результату;

- координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.

Это

                  Технологическая карта урока – документ, регламентирующий деятельность учителя по планированию и  организации образовательного процесса на уроке в соответствии с требованиями ФГОС.

 

                   Технологическая карта урока – способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся. Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы учителя общеобразовательного учреждения.

 

                   Технологическая карта урока может быть составлена в форме таблицы, в которой фиксируются узловые блоки (предлагаемые Н.Я Мороз, соответствующие идее технологизации учебного процесса[3])

- блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);

- инструментальный блок (какими средствами это может быть достигнуто);

- блок  организационно-деятельностный  (структуризация на действия и операции).

 

РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ

 

1)Основными компонентами блока целеполагания являются тема урока, цель урока и планируемые результаты урока.

- Тема урока – проблема, определяемая рабочей программой учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), материал, подлежащий преобразованию в процессе познавательной деятельности обучающихся на уроке, который должен превратиться в результате технологического процесса в сущностную характеристику обучающегося, содержание его компетенций, вектор личностного развития.

- Цель урока учитель определяет как решение триединой задачи –воспитательной, развивающей, образовательной. Кроме этого, в данном разделе необходимо отразить формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных.

- Планируемые результаты урока в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования необходимо отразить как личностные, предметные и метапредметные (регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия).

 

2)Основными компонентами инструментального блока, фиксируемыми в технологической карте урока, являются: задачи урока, тип урока и учебно-методический комплекс урока.

- Задачи урока – ряд действий, структурирующих деятельность обучающихся на уроке, которые необходимо решить. Формулирует задачи учитель. Однако обратим внимание на то, что, актуализируя познавательную деятельность самих обучающихся, учитель с помощью побуждающего или подводящего диалога, системы проблемных вопросов активизирует младших школьников к самостоятельному формулированию задач урока, решение которых приведёт к цели. Сформулированный перечень задач урока, позволяет выстроить их иерархическую последовательность как программу деятельности обучающихся на уроке.

- Тип урока играет служебную роль и определяется учителем самостоятельно в соответствии с логикой его сущностных целей и задач.

- Учебно-методический комплекс урока должен отражать следующие разделы: источники информации (программа дисциплины, литература для учителя и для обучающихся, учебники, сборники задач, практических заданий, диктантов и т.п., интернет-сайты, аудиовидеозаписи, научная и периодическая печать), оборудование (приборы; электронные и технические средства обучения, телевидение, компьютеры, локальная сеть, интерактивная доска, демонстрационные модели по содержанию учебной дисциплины и т.п.), дидактическое сопровождение (проблемные вопросы, когнитивные и деятельностные установки, понятийный аппарат, логические схемы и таблицы, интерактивные программные материалы, индикаторы обратной связи и т.п.), материалы для познавательной деятельности обучающихся (уровневые задания, задания для самостоятельной и контрольной работы, задания для выполнения на уроке и т.п.).

 

3)Основными компонентами организационно - деятельностного блока, фиксируемыми в технологической карте урока, являются: основные понятия, организация пространства, межпредметные связи, действия обучающихся, диагностика результатов, домашнее задание.

- Основные понятия – ключевые дефиниции, названия, правила, алгоритмы, которые в результате изучения учебного материала должны быть усвоены обучающимися. С целью итоговой рефлексии основные понятия рекомендуется фиксировать на доске. Это поможет обучающимся самостоятельно подвести итог урока и сделать обобщающий вывод, оценить собственную работу на уроке.

- Организация пространства определяется учителем самостоятельно и отражает те формы деятельности обучающихся, которые максимально способствуют эффективному усвоению учебного материала, формированию и развитию УУД младших школьников. Различные формы проведения урока (фронтальная, коллективная, парная, групповая, индивидуальная и т.п.) не только помогут учителю начальных классов разнообразить познавательный процесс, но и актуализируют познавательный интерес учащихся, стимулируют развитие творческого потенциала младших школьников.

- Межпредметные связи отражаются в технологической карте при их наличии. Учителю необходимо указать предметную область, дисциплину, которая будет интегрирована с изучаемым предметом.

- Действия обучающихся как раздел технологической карты отражает деятельность обучающихся на уроке – действия и операции, выполняемые ими в индивидуальной, парной или групповой форме работы (например, самостоятельная работа по заданию, лабораторный опыт, проектная работа). Кроме того, учитель может отобразить задания и упражнения, которые направлены на формирование и развитие универсальных учебных действий.

- Диагностика результатов отображает в технологической карте урока разнообразные методы контроля и самоконтроля обучающихся, подведение итога урока и проектирование самостоятельной работы дома.

- Домашнее задание указывается в технологической карте при его наличии и должно определяться целью урока, его планируемыми результатами, носить индивидуальный характер.

 

4) Этапы планирования урока:

– определение типа урока, разработка его структуры;

– отбор оптимального содержания учебного материала урока;

– выделение главного опорного учебного материала в общем содержании урока;

– выбор технологий, методов, средств, приемов обучения в соответствии с типом урока;

– выбор организационных форм  деятельности обучающихся на уроке и оптимального объема их самостоятельной работы;

– определение формы и объема домашнего задания;

– определение форм подведения итогов урока, рефлексии;

– оформление технологической карты урока.

 

5)Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение планируемого урока:

– учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей обучающихся класса, уровня их знаний, а также особенностей всего классного коллектива в целом;

– подбор разнообразных учебных заданий и ситуаций, которые способствуют актуализации познавательной активности обучающихся на уроке и развитию универсальных учебных действий;

– дифференциация учебных заданий.

 

Структурные компоненты современного урока в рамках ФГОС

(по С.С. Татарченковой)[4]

Вызов

1

Организационно - мотивационный

 

2

Опрос – актуализация (может быть в завуалирован в виде игр «Карусель», «Суета» и др.)

 

3

Целеполагание (выход на тему, цель, учебные задачи урока в сотворчестве с детьми).

 

Осмысление

4

Изучение нового материала в ходе активного взаимодействия учителя и учащихся.

 

5

Первичное закрепление нового материала через разные виды деятельности.

 

6

Промежуточный контроль и оценка деятельности учащихся

Может и не быть

7

Коррекция

Может и не быть

Рефлексия

8

Обобщение и систематизация

 

9

Инструктаж выполнения домашнего задания

Обязательно!

10

Подведение итогов урока, рефлексия

 

         

 В ходе введения ФГОС каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.

             Очевидно, что это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога становится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Эта необходимость и определила структуру предлагаемой технологической карты урока, призванной зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и виды вышеназванных предполагаемые образовательные результаты.

        В таблице приложения 1 и 2 представлены технологические карты проведённых открытых уроков.

Список использованной литературы

  1. Стандарты второго поколения. Примерные программы начального общего образования. Москва. Просвещение.2011

 

  1.  Журнал: Управление начальной школой № 12/2011

 И.М. Логвинова, канд. пед. наук, зам. Директора Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования, Г.Л. Копотева, канд. пед. наук, зав. Лабораторией Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования.

 

3.   Мороз Н.Я. Конструирование технологической карты урока. Научнометодическое пособие. Витебск, 2006

 

4.  С.С. Татарченкова. Урок как педагогический феномен. Санкт-Петербург. Каро, 2008

 


[1]                                                             И.М. Логвинова, канд. пед. наук, зам. Директора Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования, Г.Л. Копотева, канд. пед. наук, зав. Лабораторией Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования. Журнал «Управление начальной школой № 12/2011

 

[2]                                                             И.М. Логвинова, канд. пед. наук, зам. Директора Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования, Г.Л. Копотева, канд. пед. наук, зав. Лабораторией Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования. Журнал: Управление начальной школой № 12/2011

 

[3]                                                             Мороз Н.ЯКонструирование технологической карты урока. Научнометодическое пособие. Витебск, 2006.

[4]                                                             С.С. ТатарченковаУрок как педагогический феномен. Санкт-Петербург

Категория: учителей начальных классов | Добавил: krenovaelena
Просмотров: 3112 | Загрузок: 301
Поиск