Программа элективного курса
«Модули и параметры»
10-11 профильном физико-математическом классе.
Апарина Ирина Николаевна,
учитель математики,
заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 16»
Пояснительная записка.
Данная программа предназначена для учащихся 10-11 профильного физико-математического класса и включает в себя самые сложные разделы школьного курса алгебры «Модули» и «Параметры».
Курс рассчитан на 34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе (из расчета 1 час в неделю) и состоит из двух больших разделов «Модули» и «Параметры», изучаемых в 10 и 11 классах соответственно.
Появление этой программы продиктовано тем, что данные темы поверхностно представлены в традиционных школьных учебниках и наиболее затруднительны при изучении курса алгебры в средней школе. Изучение данных тем в профильном физико-математическом классе ориентировано на развитие мышления и творческих личностных качеств учащихся, интереса к предмету,
Исходя из выше сказанного, можно определить следующую
цель курса:
Развитие познавательной активности школьников, через решение конкретных математических задач.
Задачи курса:
- Расширить и систематизировать имеющиеся у учащихся знания по темам «Модули» и «Параметры»;
- сформировать общеучебные умения и навыки по данным темам;
- выработать навыки в применении нестандартных способов решения задач по данным темам;
- развить интеллектуальные способности учащихся через приобщение их к исследовательской работе;
- организовать самостоятельную работу учащихся при ведущей и направляющей роли учителя.
В результате изучения данного курса учащиеся должны:
- знать понятие модуля, уметь выполнять преобразования выражений, содержащих модуль или приводящих к появлению модуля;
- уметь решать уравнения и неравенства различной степени сложности, содержащие модуль;
- знать геометрический смысл модуля, уметь строить графики функций, содержащих модуль;
- уметь применять различные стандартные и нестандартные методы к решению уравнений и неравенств различной степени сложности, содержащие параметр;
- уметь применять свойства функций в задачах с параметрами;
- владеть графическими приемами решения задач с параметрами.
Контроль за усвоением содержания данной программы планируется проводить через домашние самостоятельные работы и проверочные работы, составленные с использованием заданий части С из КИМов ЕГЭ.
Учебно – тематический план.
№
|
Разделы тем.
|
Количество
часов.
|
Контроль
|
I.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
|
Модули.
Теоретические сведения.
Уравнения, содержащие модуль.
Неравенства, содержащие модуль.
Построение графиков функций, аналитическое выражение которых содержит знак модуля.
Модуль в тригонометрическом уравнении и неравенстве.
Решение заданий части С из КИМов ЕГЭ.
|
34 ч.
4 ч.
8 ч.
6 ч.
4 ч.
4 ч.
8 ч.
|
Домашние самостоятельные работы.
Проверочные работы, после каждого раздела.
|
II.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
|
Параметры.
Исследование квадратного трехчлена.
Решение уравнений, неравенств, систем уравнений.
Свойства функций в задачах с параметрами.
Графические приемы решений задач с параметрами.
Применение производной.
Параметры в различных уравнениях.
Решение заданий части С из КИМов ЕГЭ.
|
34 ч.
2 ч.
6 ч.
4 ч.
4 ч.
2 ч.
8 ч.
8 ч.
|
Домашние самостоятельные работы.
Проверочные работы, после каждой темы.
|
Содержание программы.
I. «Модули».
1.Теоретические сведения.
Определение модуля; геометрический смысл модуля; связь с координатной прямой; свойство Преобразования выражений, содержащих модуль или приводящих к появлению модуля.
2. Уравнения, содержащие модуль.
Уравнения и неравенства с одним модулем. Простейшие уравнения и неравенства с двумя модулями. Уравнения и неравенства, содержащие два и более модулей. «Модуль в модуле». Системы уравнений с модулем.
3. Неравенства, содержащие модуль.
Неравенства с одним, двумя и более модулями. «Модуль в модуле».
4. Построение графиков функций, аналитическое выражение которых содержит знак модуля.
5. Модуль в тригонометрическом уравнении и неравенстве.
6. Решение заданий части С из КИМов ЕГЭ.
II. «Параметры».
1. Исследование квадратного трехчлена.
Расположение графика по отношению к оси Ох в зависимости от дискриминанта, теорема Виета, теоремы о знаках корней квадратного трехчлена, расположение корней квадратного трехчлена по оси Ох, квадратное уравнение и квадратный трехчлен.
2. Решение уравнений, неравенств, систем уравнений.
Параметр и поиск решений уравнений, параметр и количество решений, параметр и свойства решений, параметр как равноправная переменная.
3. Свойства функций в задачах с параметрами.
Область значения функции, экстремальные свойства функции, монотонность, четность, периодичность, обратимость.
4. Графические приемы решения задач с параметрами.
Параллельный перенос, поворот.
5. Применение производной.
Касательная к кривой, критические точки, монотонность, наибольшее и наименьшее значения функции, построение графиков.
6. Параметры в различных уравнениях.
Параметр в уравнениях с модулями, в иррациональных уравнениях и неравенствах, в тригонометрических уравнениях.
7. Решение заданий ЕГЭ.
Сложные задания части С из КИМов ЕГЭ.
Литература
- А.Л.Семенов, И.В.Ященко. Типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов ЕГЭ-2011, ЕГЭ-2012. Математика – М.: Издательство «Национальное образование», 2011, 2012 (ФИПИ – школе).
- А.Я.Симонов, Д. С. Бакаев и др. «Система тренировочных задач и упражнений по математике». – М.: Просвещение, 1991.
- В.С. Крамор «Примеры с параметрами и их решение». – М.: АРКТИ, 2001.
- Л.Я. Фальке, Н.Н. Лисничук и др. «Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе». – М.: Народное образование, 2005.
|