Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 02.05.2024, 10:47

Сайт МБОУ г.Владимира
"СОШ №16"

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
электронные дневники
запись в школу
мониторинг мониторинг мониторинг
персональные данные
независимая оценка качества

Вконтакте

Объявление

Школа готова принять в дар для оснащения учебных кабинетов бывшую в употреблении офисную мебель. С благодарностью рассмотрим все Ваши предложения.

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка » учителей математики и информатики

ПРОБЛЕМЫ МНОГООБРАЗИЯ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ МАТЕМАТИКИ
[ Скачать с сервера (59.0 Kb) ] 23.01.2015, 08:20

ПРОБЛЕМЫ  МНОГООБРАЗИЯ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ МАТЕМАТИКИ

О.В. Шебанкова,

учитель математики МБОУ « СОШ №16», г. Владимир

Один из главных принципов Закона об образовании – формирование единого образовательного пространства. Насколько сочетается это положение с многообразием  учебников, в частности, по математике?

1. Альтернативность школьных учебников математики имеет давнюю историю и актуальна в настоящее время. Проследим наличие альтернативных учебников и их использование в школе в период с начала XIX в. до настоящего времени.

  • 1804 г. – учебники  Т.Ф. Осиповского  и А.Г. Кестера;
  • 1814 г. – учебник Н.И. Фусса;
  • 1828 – 1864 гг. – учебники Ф.И. Буссе, П.С. Гурьева, Д.М. Перевозчикова, К.Д. Краевича и др.;
  • конец XIX в. – учебники учителей А.Ф. Малинина, К.П. Буренина; профессора Московского университета А.Ю. Давидова;
  • 1870 – 1911 гг. – в школе задействовано более 40 учебников математики;
  • 1918 – 1933 гг. – отсутствие в школе классно-урочной системы, учебников; образовательный вакуум;
  • 1933 – 1988 гг. – стабильные учебники математики;
  • 1988 г. – Всесоюзный конкурс новых учебников математики; учебники, занявшие три первых места, рекомендованы в качестве альтернативно-стабильных; практически все они действуют в школах России до настоящего времени;
  • 1992 г. – «Закон об образовании»: школа имеет право свободного выбора учебников по учебным предметам; действуют около 140 учебников по всем предметам во всех классах;
  • 1999 г. – издано 1152 учебника по всем предметам;
  • 2002 г. – 60 учебников математики в Федеральном перечне учебников, рекомендованных  Министерством образования [2];
  • 2013 г. – количество учебников в Федеральном перечне возросло с 1800 в 2012 – 2013 учебном году до 2985 наименований в 2013 – 2014 учебном году, что стало предметом рассмотрения Государственной Думы (запрос в Генеральную прокуратуру главы думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирины Яровой). «Для чего почти в 2 раза увеличено количество учебников, при том, что и при количестве в 1,8 тыс. наименований «многообразие» учебников не обеспечивает качества образования? Такой подход Министерства образования и науки еще больше … делает неисполнимым качество образовательного процесса» [5].

Таким образом, вопрос о количестве рекомендованных для школы учебников рассматривается на государственном уровне.

2. Проблемы школьного учебника. Так назывался сборник, содержащий материалы Всесоюзной конференции с одноимённым названием, регулярно проводимой в период с 1971 г. по 1991 г. К множеству проблем, обозначенных и обсуждаемых учёными – педагогами и психологами, авторами учебников, методистами и учителями, добавились новые, характерные для современного этапа развития школьного учебника. Некоторые из них нами рассмотрены ниже.

Проблема 1. Учебников много, а учиться по чему? (необеспеченность учебниками всех детей, особенно в отдаленных от центра территориях; требование свыше использовать учебники не позднее 5 лет с даты их издания; как правило отсутствие таких учебников в школьных библиотеках; отсутствие в них хотя бы 1 экземпляра каждого из учебников Федерального перечня, в результате чего учитель не имеет возможности основательно их проанализировать, вникнуть в авторские концепции; практика покупки учебников за счет родителей);

Проблема 2. Что может примирить авторов учебников, издательств и экспертов? В. Васильев, председатель комиссии по школьному образованию отделения математики РАН охарактеризовал эту проблему так: «… система подготовки учебников носит коммерческий характер, издательства спешат [их] издать и продать. Авторы не могут учесть замечаний [экспертного совета], ищут обходные пути…» [3]. РАН выполняет только экспертизу, но не ведет контроля за исправлением замечаний. По мнению вице-президента РАН В.В.Козлова, эту функцию должно выполнять Минобразования и науки, оно же должно быть заказчиком экспертизы.  А оплачивать ее должно государство, а не издательство, как это происходит теперь. «При нормальном финансировании РАН могла бы проводить отбор действительно качественных, современных учебников, которые не только не содержат фактических ошибок, но включают весь материал, необходимый для изучения данного предмета». [6]

Проблема 3. Может ли учебник, впервые прошедший экспертизу, называться стабильным? Далеко не все учебники, имеющие гриф Министерства образования, являются качественными, поскольку отсутствует должная экспериментальная их проверка, недостаточна педагогическая квалификация авторских коллективов. Утеряна традиция второй половины XX века – каждый учебник должен пройти экспериментальную, опытную проверку и локально-массовое внедрение, называясь соответственно экспериментальный учебник, пробный учебник, учебное пособие [2].

Проблема 4. Учение или мучение? По мнению родительской общественности обучение в школе по современным учебникам можно описать как «Не ученье, а мученье!». Часто вынужденный перевод ребенка в другую школу, даже в параллельный класс (!) невозможен именно по причине использования различных учебников: другой порядок изучения тем, другая терминология, даже другая символика.

Проблема 5. Несогласованность учебных курсов различных предметных областей. Многообразие авторских концепций и учебников приводит в ряде случаев к несогласованности последовательности изучения программных вопросов по математике с программами других предметов естественно-научного цикла, в частности, по физике. Например, тема «Производная» изучается у разных авторов учебников по математике в разное время – либо во втором полугодии X класса, либо в XI классе, тогда как уже в I полугодии X класса при изучении темы «Механическое движение» скорость и ускорение определяются соответственно как первая и вторая производные координаты тела. Подобное же имеет место при изучении механики в IX классе, когда тема «Векторы» параллельно изучается в курсе геометрии.

Проблема 6. Могут ли договорится авторские коллективы, разрабатывающие школьные учебники? Обилие учебников свидетельствует, что даже у их авторов нет единого мнения относительно структуры, последовательности изложения материала, его глубины, ширины и т.д. В идеале, в составе авторского коллектива должны быть ученый - профессиональный математик, опытный методист-математик, опытный школьный учитель, педагог-психолог и специалист по компьютерным технологиям [2].

Проблема 7. Снимет ли с повестки дня введение УУД (универсальных учебных действий) вопрос о сформированности ОУУиН (общеучебных умений и навыков)? Проблема учебника математики тесно связана с проблемой обучения русскому языку: современные школьники, особенно с недостаточной математической подготовленностью, имеют проблемы с элементарными навыками чтения и восприятия текста (уровень функциональной грамотности ниже допустимого) [2].

Проблема 8. Кто имеет право на выбор учебника: учитель или …? Выбор учебника часто совершает не учитель, а администрация школы под давлением чиновников региональной администрации, министерства, лоббирующих интересы издательств. Иногда приходится «выбирать» из того, что есть в школьной библиотеке и того, на что хватает средств у родителей. Бесплатное обеспечение учебниками декларируется, но не выполняется.

Проблема 9. Существует ли точка замерзания для цен на школьные учебники? Не одно десятилетие все, кто так или иначе связан со школой, наблюдают рост цен на учебники. Дороговизна учебников - можно ли её объяснить и необходимо ли её принять. Из УМК, который предлагает автор(ы), учебник - главный его компонент, и он должен быть дешёвым. Его используют и дети, и учителя! Школьные учебники — это огромные тиражи. Именно поэтому их себестоимость должна быть низкой. Покупатель, по сути, должен платить только за бумагу и услуги типографии — ведь оплата труда авторов, редакторов, корректоров, верстальщиков разбрасывается на большое количество покупателей. Более того, некоторые учебники практически каждый год переиздаются, а переиздать книгу намного дешевле, чем сделать ее заново. Наверное, стоит разобраться на государственном уровне, как формируется цена на учебники и рассказать об этом заинтересованным лицам.

3. Как выбрать учебник математики? (Некоторые рекомендации автора).

  • Один из критериев выбора – завершенность линии учебников (в идеале с 5 по 11 класс или в 5 – 9 классах и в 10 – 11 классах использовать учебник одного автора или авторского коллектива).
  • Учебник должен гарантировать выполнение требований Стандарта, хотя бы в части предметных результатов, соединяя при этом «богатство содержания с простотой и доступностью изложения» [4].
  • При выборе учебника помнить, что главное в современном образовании не объем знаний, умений и навыков, а формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию [1: 6] .
  • Каждый учебник хорош для решения своих задач в рамках своей методологической и педагогической парадигмы.
  • Выбирая учебник для работы, учитель может и должен руководствоваться своим опытом, прислушиваться к мнению родителей и учеников.

Основная школа стоит на пороге введения Федерального государственного стандарта, в котором личностные и метапредметные результаты обучения ставятся выше предметных [1: 8]. Какой учебник выбрать для реализации требований ФГОС? Когда появится учебник, идеально подходящий для работы по новым стандартам? Понятно, что не сегодня и не завтра. Математика – наука содержательно-консервативная, поэтому для себя автор считает главным критерием выбора учебника  его стабильность. Только в условиях стабильности, когда узнаешь учебник досконально и неоднократно испытаешь его на практике, уяснишь для себя все его достоинства и недостатки, можешь проявить полноценное творчество при работе по нему: по иному расставить акценты, организовать деятельность учеников на уроке, заменить или дополнить задания новыми вопросами. В этом убеждает опыт коллег, собственный опыт и опыт работы в творческой группе «Формирование универсальных учебных действий» на базе Лингвистической гимназии № 23 г. Владимира.

Литература

1.Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  основного  общего образования / М-во образования и науки  Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

2.http://www.portal-slovo.ru/art/36369.php  Колягин М.Ю. Школьный учебник: вчера, сегодня, завтра.

3.http://wwintellect.ru/forum_2/forum_2_math_and_society-textbooks.asp «О школьных учебниках математики». Доклад председателя комиссии по школьному образованию отделения математики РАН В.А. Васильева на Всероссийской конференции «Математика и общество. Развитие математического образования в XXI веке». Брянск,2006.   

4.Бахмутская, Э. Я. Т. Ф. Осиповский и его «Курс математики».: Историко-математические исследования, вып.5. – М.:1952.

5.http://www.pnp.ru/news/detail/11428 Парламентская газета. Издание Федерального Собрания РФ. – 8 февраля 2013 г.

6.http://trv-science.ru/2012/02/28/ehkspertiza-shkolnykh-uchebnikov-tochka-zreniya-ran/ М.Гельфанд. Экспертиза школьных учебников: точка зрения РАН.

Категория: учителей математики и информатики | Добавил: krenovaelena
Просмотров: 2072 | Загрузок: 36
Поиск