Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 28.03.2024, 12:41

Сайт МБОУ г.Владимира
"СОШ №16"

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
электронные дневники
запись в школу
мониторинг мониторинг мониторинг
персональные данные
независимая оценка качества

Вконтакте

Объявление

Школа готова принять в дар для оснащения учебных кабинетов бывшую в употреблении офисную мебель. С благодарностью рассмотрим все Ваши предложения.

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка » учителей истории

Программа факультативного курса «Формирование познавательных стратегий школьников»
[ Скачать с сервера (70.5 Kb) ] 21.08.2014, 15:35
 

Тематическое планирование

факультативного курса

«Формирование познавательных стратегий школьников»

( 6 класс, 35 часов)

Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №16

Пуряева Наталья Васильевна

Пояснительная записка

           Познавательное развитие—это формирование общепознавательных структур (логических и интуитивно творческих) обобщенных на образном, вербально - символическом материале, и как следствие - способности к учению

            Учение, включая самообучение – это процесс освоения знаний и умений, как компонентов социального опыта в различных предметных областях.

Обучение представляет собой деятельность учителя по передаче накопленного опыта, должно содержать нормативные декларативные и процедурные знания. Функция учителя быть помощником в организации учения и развития детей.

В начале 2009/2010 учебного года я стала слушателем второй волны курсовой подготовки « Развитие познавательных стратегий школьников» (РПСШ), организованной в основе работы экспериментальной площадки на базе школы №507 г. Москвы, под руководством к.п.н. А.А. Плигина. РПСШ это основная теоретическая линия А.А. Плигина, касающаяся описания механизмов познавательной деятельности человека и условий их развития в обучении.

Данный подход открывает новые возможности смещения центра тяжести с репродуктивной технологии обучения, свойственной традиционному образованию, на внутрисубьективную технологию, лежащую в основе развивающего обучения.

            Плигин А.А. убедительно показывает, что познавательные стратегии являются сплавом житейского опыта, индивидуальных предпочтений и объективных, заданных в обучении норм осуществления действий.

             Образовательные подходы, предлагаемые А. А. Плигиным, усиливают возможность самих учащихся в управлении собственной деятельностью и развитии рефлексии. Тем самым сделан важный шаг в направлении качественного улучшения на всех уровнях школьного образования.

Автор основывает свои выводы на материалах полученных в результате 10 летней работы экспериментальной площадки на базе 5 московских школ.

 

Термин «образовательная технология» стал использоваться как научное понятие сравнительно  недавно и представляет собой совокупность средств и способов осуществления образовательного процесса с получением гарантированного результата.

            Еще Макаренко указывал на необходимость переноса технологической точности в педагогику, подчеркивая, что наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а создавалось всегда по логике моральной проповеди. Он считал, что именно поэтому у нас отсутствуют все важные отделы педагогического производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка.

РПСШ как   технология выходит на более детальный уровень управления действиями и операциями учебной деятельности.

К сожалению, современный учитель не вооружен в  полной мере знаниями,

  • что конкретно,
  • какими методами и
  • как именно развивается в личностном опыте ребенка.

Недостаточное владение продуктивными образовательными технологиями, не умеет их моделировать. Поэтому в практике образования всё еще доминирует знаниевая образовательная модель, в реализации которой преобладает многократное повторение, механическое запоминание, рутинные виды деятельности, снижающие мотивацию детей к познанию уже на этапе обучения в начальной школе.

  

               Что же такое познавательные стратегии?

   Термин стратегия заимствован из сферы военного искусства и происходит от греческого «войско + веду». В различных словарях в  общем смысле, он трактуется как искусство планирования, руководства, общий план действий, видение своих целей и средств их достижения.

 

                В своей модели А.А.Плигин исходит из того, что «умение» является «надводной частью айсберга» человеческой деятельности. Сумеет человек, что - либо сделать или нет, как раз зависит от того, насколько он может из имеющихся средств (операций и действий) построить (прикинуть) свою деятельность (стратегию), которая приведет к успешному результату.

 Чаще всего это происходит методом проб и ошибок.

 

Многие исследователи способностей отмечают, что они обеспечивают эффективность деятельности, проявляются в знаниях, умениях навыках, но не сводятся к таковым.

     Плигин А.А. считает, что эти два уровня- способности и деятельность - как раз и связываются познавательными стратегиями. В этом кроется причина и объяснение, почему способности не сводятся к деятельности.

Способности базируются на стратегиях, а они, в свою очередь, являются операционально-управленческой частью деятельности.

 

     Чтобы выявить внутренние особенности организации познавательных процессов в конкретной деятельности—индивидуальную познавательную стратегию, необходимо сформулировать основные вопросы для самоанализа (рефлексии).

 

Цели курса:

  • понять, что такое стратегии мышления, как знания о них могут использоваться в учебном процессе;
  • начать разработку своей области исследования;
  • научиться составлять вопросник для учащихся по модели Т.О.Т.Е.;
  • применить свои первые разработки на уроках истории и обществознания,
  • понять, с какими затруднениями сталкиваются учащиеся и учитель в ходе учебного процесса с применением исследования познавательных стратегий.

 

Что мной и представлено в планировании курса « Формирование познавательных стратегий школьников»                                

Тема

Кол часов

Форма проведения

Примечания

  1.  

Что такое познавательные стратегии (ПС), зачем их нужно изучать

1

Теоретическое

 

  1.  

Составление портфолио ученика

1

практическое

На каждом занятии

Способы исследования ПС

 

  1.  

Наблюдение за деятельностью

1

анкетирование

Психологи

  1.  

Рефлексия в специально организованной деятельности

1

тренинг

Выявление ВАК

  1.  

Интервьюирование на основе модели Т.О.Т.Е.

1

Теоретическое занятие

 

  1.  

Язык записи для обобщения стратегий

1

Теоретическое занятие

На всех занятиях

  1.  

Классификация стратегий по уровню детализации задействованных элементов опыта

1

 

 

Теоретическое занятие

Практическое занятие

Беседа по выявлению элементов опыта

  1.  

Классификация простейших интеллектуальных действий и операций

1

 

 

Теоретическое

 

Практическое

 

 

  1.  

Этапы работы со стратегиями

1

Теоретическое

Выявление, уточнение, обобщение, сравнение, разработка, анализ

Формирования общеучебных стратегий

 

  1.  

Усвоения понятий

1

тренинг

Работа по формированию стратегии (опросный лист)

  1.  

Смысловое чтение текста

2

тренинг

Составление памятки

  1.  

Пересказ

2

тренинг

Составление памятки

  1.  

Выполнение учебных тестов

2

тренинг

Составление памятки

  1.  

ПС: работа с историческим источником. Классификация источников

 

2

тренинг

Составление памятки

  1.  

ПС: работа с хронологическим  материалом

2

 тренинг

Составление памятки

  1.  

Стратегия работы с исторической картой

1

тренинг

Составление памятки

  1.  

Стратегия анализа исторической ситуации

2

тренинг

Составление памятки

  1.  

Стратегия анализа исторической личности

 

2

тренинг

Составление памятки

  1.  

Стратегия критического анализа научной исторической литературы

 

2

тренинг

Составление памятки

  1.  

Стратегия выявления точки зрения автора

1

теоретическое

Составление памятки

  1.  

Стратегия исторического прогнозирования

1

тренинг

Составление памятки

  1.  

Стратегия работы с проблемным вопросом

2

тренинг

Составление памятки

  1.  

Стратегия написания сочинения эссе

2

тренинг

Составление памятки

  1.  

Повторительно - обобщающее занятие

1

тренинг

 

  1.  

Резерв

 

1

 

 

  1.  

Итого

 

35

 

 

Список использованной литературы

     1.Кремлева А.А. Технология развития стратегии смыслового чтения текста. М.,2007.

  1. Плигин А.А.  Личностное развитие ученика и диагностика обучения. М., 2007.
  2. Плигин А.А.  Познавательные стратегии, управление учебной деятельностью и личностное развитие школьника. М.,2007.
  3. Плигин А.А.  Роль психологического анализа учебной деятельности и познавательных стратегий в развитии личности учеников, в построении личностно-ориентированной школы. М.,2007.
     5.  Стыценкова Н.А.   Исследование  стратегий  подготовки  к  пересказу  текста. М.,2007.
  1. Тишкина Е.М. , Коробкова О.Е.   Учитель и ученик:  проблема взаимопонимания или зачем учителю изучать познавательные стратегии? М.,2007.
Категория: учителей истории | Добавил: krenovaelena
Просмотров: 865 | Загрузок: 31
Поиск