Тематическое планирование
факультативного курса
«Формирование познавательных стратегий школьников»
( 6 класс, 35 часов)
Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №16
Пуряева Наталья Васильевна
Пояснительная записка
Познавательное развитие—это формирование общепознавательных структур (логических и интуитивно творческих) обобщенных на образном, вербально - символическом материале, и как следствие - способности к учению
Учение, включая самообучение – это процесс освоения знаний и умений, как компонентов социального опыта в различных предметных областях.
Обучение представляет собой деятельность учителя по передаче накопленного опыта, должно содержать нормативные декларативные и процедурные знания. Функция учителя быть помощником в организации учения и развития детей.
В начале 2009/2010 учебного года я стала слушателем второй волны курсовой подготовки « Развитие познавательных стратегий школьников» (РПСШ), организованной в основе работы экспериментальной площадки на базе школы №507 г. Москвы, под руководством к.п.н. А.А. Плигина. РПСШ это основная теоретическая линия А.А. Плигина, касающаяся описания механизмов познавательной деятельности человека и условий их развития в обучении.
Данный подход открывает новые возможности смещения центра тяжести с репродуктивной технологии обучения, свойственной традиционному образованию, на внутрисубьективную технологию, лежащую в основе развивающего обучения.
Плигин А.А. убедительно показывает, что познавательные стратегии являются сплавом житейского опыта, индивидуальных предпочтений и объективных, заданных в обучении норм осуществления действий.
Образовательные подходы, предлагаемые А. А. Плигиным, усиливают возможность самих учащихся в управлении собственной деятельностью и развитии рефлексии. Тем самым сделан важный шаг в направлении качественного улучшения на всех уровнях школьного образования.
Автор основывает свои выводы на материалах полученных в результате 10 летней работы экспериментальной площадки на базе 5 московских школ.
Термин «образовательная технология» стал использоваться как научное понятие сравнительно недавно и представляет собой совокупность средств и способов осуществления образовательного процесса с получением гарантированного результата.
Еще Макаренко указывал на необходимость переноса технологической точности в педагогику, подчеркивая, что наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а создавалось всегда по логике моральной проповеди. Он считал, что именно поэтому у нас отсутствуют все важные отделы педагогического производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка.
РПСШ как технология выходит на более детальный уровень управления действиями и операциями учебной деятельности.
К сожалению, современный учитель не вооружен в полной мере знаниями,
- что конкретно,
- какими методами и
- как именно развивается в личностном опыте ребенка.
Недостаточное владение продуктивными образовательными технологиями, не умеет их моделировать. Поэтому в практике образования всё еще доминирует знаниевая образовательная модель, в реализации которой преобладает многократное повторение, механическое запоминание, рутинные виды деятельности, снижающие мотивацию детей к познанию уже на этапе обучения в начальной школе.
Что же такое познавательные стратегии?
Термин стратегия заимствован из сферы военного искусства и происходит от греческого «войско + веду». В различных словарях в общем смысле, он трактуется как искусство планирования, руководства, общий план действий, видение своих целей и средств их достижения.
В своей модели А.А.Плигин исходит из того, что «умение» является «надводной частью айсберга» человеческой деятельности. Сумеет человек, что - либо сделать или нет, как раз зависит от того, насколько он может из имеющихся средств (операций и действий) построить (прикинуть) свою деятельность (стратегию), которая приведет к успешному результату.
Чаще всего это происходит методом проб и ошибок.
Многие исследователи способностей отмечают, что они обеспечивают эффективность деятельности, проявляются в знаниях, умениях навыках, но не сводятся к таковым.
Плигин А.А. считает, что эти два уровня- способности и деятельность - как раз и связываются познавательными стратегиями. В этом кроется причина и объяснение, почему способности не сводятся к деятельности.
Способности базируются на стратегиях, а они, в свою очередь, являются операционально-управленческой частью деятельности.
Чтобы выявить внутренние особенности организации познавательных процессов в конкретной деятельности—индивидуальную познавательную стратегию, необходимо сформулировать основные вопросы для самоанализа (рефлексии).
Цели курса:
- понять, что такое стратегии мышления, как знания о них могут использоваться в учебном процессе;
- начать разработку своей области исследования;
- научиться составлять вопросник для учащихся по модели Т.О.Т.Е.;
- применить свои первые разработки на уроках истории и обществознания,
- понять, с какими затруднениями сталкиваются учащиеся и учитель в ходе учебного процесса с применением исследования познавательных стратегий.
Что мной и представлено в планировании курса « Формирование познавательных стратегий школьников»
№
|
Тема
|
Кол часов
|
Форма проведения
|
Примечания
|
-
|
Что такое познавательные стратегии (ПС), зачем их нужно изучать
|
1
|
Теоретическое
|
|
-
|
Составление портфолио ученика
|
1
|
практическое
|
На каждом занятии
|
Способы исследования ПС
|
-
|
Наблюдение за деятельностью
|
1
|
анкетирование
|
Психологи
|
-
|
Рефлексия в специально организованной деятельности
|
1
|
тренинг
|
Выявление ВАК
|
-
|
Интервьюирование на основе модели Т.О.Т.Е.
|
1
|
Теоретическое занятие
|
|
-
|
Язык записи для обобщения стратегий
|
1
|
Теоретическое занятие
|
На всех занятиях
|
-
|
Классификация стратегий по уровню детализации задействованных элементов опыта
|
1
|
Теоретическое занятие
Практическое занятие
|
Беседа по выявлению элементов опыта
|
-
|
Классификация простейших интеллектуальных действий и операций
|
1
|
Теоретическое
Практическое
|
|
-
|
Этапы работы со стратегиями
|
1
|
Теоретическое
|
Выявление, уточнение, обобщение, сравнение, разработка, анализ
|
Формирования общеучебных стратегий
|
-
|
Усвоения понятий
|
1
|
тренинг
|
Работа по формированию стратегии (опросный лист)
|
-
|
Смысловое чтение текста
|
2
|
тренинг
|
Составление памятки
|
-
|
Пересказ
|
2
|
тренинг
|
Составление памятки
|
-
|
Выполнение учебных тестов
|
2
|
тренинг
|
Составление памятки
|
-
|
ПС: работа с историческим источником. Классификация источников
|
2
|
тренинг
|
Составление памятки
|
-
|
ПС: работа с хронологическим материалом
|
2
|
тренинг
|
Составление памятки
|
-
|
Стратегия работы с исторической картой
|
1
|
тренинг
|
Составление памятки
|
-
|
Стратегия анализа исторической ситуации
|
2
|
тренинг
|
Составление памятки
|
-
|
Стратегия анализа исторической личности
|
2
|
тренинг
|
Составление памятки
|
-
|
Стратегия критического анализа научной исторической литературы
|
2
|
тренинг
|
Составление памятки
|
-
|
Стратегия выявления точки зрения автора
|
1
|
теоретическое
|
Составление памятки
|
-
|
Стратегия исторического прогнозирования
|
1
|
тренинг
|
Составление памятки
|
-
|
Стратегия работы с проблемным вопросом
|
2
|
тренинг
|
Составление памятки
|
-
|
Стратегия написания сочинения эссе
|
2
|
тренинг
|
Составление памятки
|
-
|
Повторительно - обобщающее занятие
|
1
|
тренинг
|
|
-
|
Резерв
|
1
|
|
|
-
|
Итого
|
35
|
|
|
Список использованной литературы
1.Кремлева А.А. Технология развития стратегии смыслового чтения текста. М.,2007.
- Плигин А.А. Личностное развитие ученика и диагностика обучения. М., 2007.
- Плигин А.А. Познавательные стратегии, управление учебной деятельностью и личностное развитие школьника. М.,2007.
- Плигин А.А. Роль психологического анализа учебной деятельности и познавательных стратегий в развитии личности учеников, в построении личностно-ориентированной школы. М.,2007.
5. Стыценкова Н.А. Исследование стратегий подготовки к пересказу текста. М.,2007.
- Тишкина Е.М. , Коробкова О.Е. Учитель и ученик: проблема взаимопонимания или зачем учителю изучать познавательные стратегии? М.,2007.
|