Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 29.03.2024, 08:12

Сайт МБОУ г.Владимира
"СОШ №16"

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
электронные дневники
запись в школу
мониторинг мониторинг мониторинг
персональные данные
независимая оценка качества

Вконтакте

Объявление

Школа готова принять в дар для оснащения учебных кабинетов бывшую в употреблении офисную мебель. С благодарностью рассмотрим все Ваши предложения.

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка » учителей истории

Программа элективного курса «История Владимирского края в древности» 5 класс
[ Скачать с сервера (78.0 Kb) ] 21.08.2014, 21:15

Программа

 элективного курса

«История Владимирского края в древности»

 

5 класс

Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №16

Пуряева Наталья Васильевна

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На рубеже XIX-XX вв. великий российский историк В.О.Ключевский писал: «У каждого поколения могут быть свои идеалы и жалко то поколение, у которого нет никаких». Эти слова остаются актуальными и сегодня, когда в современном российском обществе идет поиск общенациональной идеи. Главным в ее содержании является обращение к духовно-нравственным основам нашего самосознания, которое определяет внутреннее единство российского общества. Одной из таких основ является забота о своем Отечестве, чувство гражданственности и патриотизма, любви к Родине, родной земле, родному языку, своей истории и культуре. Наш земляк, владимирский писатель В.А.Солоухин, справедливо замечал, что любовь к «Родине, которую мы пишем всегда с заглавной буквы» начинается с «любви к родным местам», которая вырастает из детских «жизненных впечатлений»[1].  

Но только те впечатления станут стержнем истинного патриотизма и сознательной гражданской позиции, которые основаны на осознании сопричастности к героическому прошлому, талантам земляков и возможности, сохраняя традиции, быть достойными творцами современной истории.

            Содержание  курса  направлено на воспитание у   школьников любви к малой Родине, бережное отношение к историческому и культурному наследию предков, что обеспечивает историческую преемственность поколений. Понять историю легче через историю родного края, конкретные человеческие судьбы земляков, историю зданий, улиц, городов. Работа с краеведческим материалом может подвигнуть учащихся к собственным исследованиям. Школьное краеведение – одно из важнейших средств, связывающее обучение и воспитание с жизнью. Оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию способностей. Краеведение помогает приблизить школьное обучение к проблемному пониманию материала, к самостоятельной исследовательской работе. Вместе с тем историческое  краеведение воспитывает у школьников  любовь к родному краю, гордость за его прошлое и настоящее – качества, на основе которых формируются гражданственность, гордость за своё Отечество.

            Актуальной задачей  курса является соединение фактологического материала с гражданско-воспитательным потенциалом предмета (через изучение вопросов боевого прошлого, истории святых и святыней земли Владимирской, изучение достижений культуры и быта, др.). Наряду с образовательно-воспитательными задачами школьное краеведение решает и задачи общественно полезного характера. Оно способствует развитию у учащихся навыков общественной работы.

Программа элективного  курса  составлена для работы с учащимися 5 класса, но ее можно использовать и в других классах.

Изучение родного края включает в себя учебное (его содержание определяется учебной программой) и внеклассное, внешкольное (его содержание строится в соответствии с планом воспитательной системы класса и плана работы школы). Эти два вида находятся в тесной связи и дополняют друг друга: они оба направлены на решение образовательно-воспитательных задач, стоящих перед школой.

 

Целью курса является создание условий для формирования нравственных убеждений и развитие познавательного интереса школьников к истории и культуре родного края.

 

Задачи:

1. Приобщение учащихся к историческим и духовным ценностям родного края.

2. Воспитание уважения к культурным и национальным традициям, природе и истории края.

3. Формирование навыков исследовательской работы и поисковой мотивации к краеведческой деятельности.

 

Методической основой программы, является самостоятельное творчество детей в сочетании с исследовательской деятельностью, чтения, экскурсий, бесед, викторин, праздников, конкурсов, наблюдений.

Все задания имеют практическую направленность и требуют от ребенка разнообразной деятельности как в классе на уроке, так и вне школы. Работы могут быть выполнены самостоятельно и с помощью родителей.

 

Методы работы:

  • Словесные методы: рассказ, беседа, сообщения – эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • Наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развития мышления детей;
  • Практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практической работы.

Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений детей.

 

Тематическое планирование курса

п/

п

Наименование разделов и тем

часы

Виды и формы деятельности учащихся

1

Вводное занятие

Древнейшая история Владимирского края

2

Реконструкция природных условий доисторической эпохи, как происходило заселение и освоение территории Владимирского края.

Посещение краеведческого музея

2

Как мы узнаем о далеком прошлом

 

2

Наука «археология»: доказательством разносторонней деятельности служат различные материальные свидетельства, которые сохраняются в течение миллионов лет. Археологи находят их, изучают и восстанавливают картину жизни человека в далеком прошлом:

Уваров Александр Сергеевич, Бадер Отто Николаевич, Воронин Николай Николаевич, Герасимов Михаил Михайлович, Городцов Василий Алексеевич.

3

Осколки и обломки прошлого

 

 

2

Понятие «культурного слоя».

Экскурсия в Краеведческий музей.

4

Хронология.

 

 

2

Способы датировки археологических находок

5

Каменный век

Палеолит

2

Древнейшие археологические памятники Владимирской области относятся к верхнему (позднему) палеолиту. Именно в это время человек вслед за отступающим ледником начал осваивать центральные районы Русской равнины. Первые люди на территории нашего края появились, вероятно, в один из периодов потепления, около 25-30 тысяч лет назад.

 

6

Каменный век

Мезолит

2

После отступления ледника человечество вступило в новую эпоху -  мезолит (среднекаменный век).

7

Каменный век

Неолит

2

Эпоха новокаменного века - неолита – на Владимирской земле охватывала период со второй половины VI до начала II тысячелетий до н. э.

8

Каменный век

Сунгирь

Волосовская культура

2

Мировую известность приобрела стоянка Сунгирь под Владимиром.

 В середине третьего тысячелетия до н. э. на территории края расселились племена волосовской культуры, получившей свое название по стоянке у деревни Волосово, где впервые была открыта эта культура.

9

Бронзовый век       Фатьяновская культура                 

 

 

 

2

В бронзовом веке по верхнему течению Волги и области Волго-Окского междуречья расселились племена, вышедшие, по-видимому, с верховьев Днепра и оставивших нам так называемые фатьяновские могильники.

10

Бронзовый век Позняковская культура

 

 

2

Во второй половине II тыс. до н.э. в среднем течении р. Оки сложилась очень своеобразная поздняковская культура.

11

Бронзовый век

Абашевская культура

 

 

2

Археологическая культура бронзового века была распространена во второй половине II тыс. до н. э. на территории современных Воронежской области, Республики Марий-Эл, Чувашии и Башкортостана.

12

Железный век

Дьяковская культура

2

Археологическая культура VII-V веков до н.э., характерная для западной части территории между Волгой и Окой. Название получила по Дьякову городищу раннего железного века (ныне в Москве, в черте музея-заповедника Коломенское)

13

Железный век

Городецкая культура

2

Культура городищ «рогожной керамики», археологическая культура, распространённая в 7 в. до н. э. — 5 в. н. э. в среднем и нижнем течении Оки, в бассейне рр. Мокша и Цна и Среднего Поволжье.

14

Финно - угорские племена: общее

1

Финно-угры занимали обширную территорию в Северной Евразии…

 

15

Финно - угорские племена:

меря, весь, мурома

2

Упомянуты в VI веке готским летописцем Иорданом под названием мерен. Наш регион в раннем средневековье представлял собой отрезок Волжского торгового пути и был пограничным для летописных племен мери, муромы, мордвы и черемис (мари).

16

Заключительные занятия

 

2

Защита творческих работ

17

Итоговое повторение

2

 

 

Итого:

Резерв:

33

2

 

 

Литература

1. Археологическая карта России. Владимирская область. М., 1995.
2. Бадер О.Н. Сунгирь. Верхнепалеолитическая стоянка. – М.: Наука, 1978
Бадер О., Зыбковец В. Следы эпох.// Интересное о крае. Люди, история, жизнь, природа земли Владимирской. Краеведческий сборник. Ярославль, Верх.-Волж. кн.изд., 1973
3. Бейлекчи. В. Истина прячется в земле. Альманах « Памятники Отечества», № 54.
4. Лебедев В.А.История Вязниковского края с древнейших времен до н. ХХ века. Учебное пособие. Вязники, 2003
5. Искусство каменного века (Лесная зона Восточной Европы) / С.В. Ошибкина, Д.А. Крайнов, М.П. Зимина. – М.: Наука, 1992
6. История Владимирского края. Учебное пособие для старших классов школ Владимирской области/ Под ред. д.п.н., профессора ВГПУ Д.И.Копылова. - ООО "Дюна", Владимир, 2001.
7. История Мурома и Муромского края с древнейших времен до конца двадцатого века. Учебное пособие.- Муром, 2001.
8. Окский бассейн в эпоху камня и бронзы / Под ред. В.М.Раушенбах. – М.: Сов. Россия, 1970
9. Уваров А.С. Археология России. Каменный век. М.1881
10. Фролов Н.В., Фролова Э.В. История земли Ковровской. Часть I. С древнейших времён до 1804 года. – Ковров, БЭСТ-В, 1997.

 

 

[1] Солоухин В.А. Камешки на ладони. – М, 1988, с. 26-27.

Категория: учителей истории | Добавил: krenovaelena
Просмотров: 1654 | Загрузок: 66
Поиск