Программа
элективного курса
«История Владимирского края в древности»
5 класс
Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №16
Пуряева Наталья Васильевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На рубеже XIX-XX вв. великий российский историк В.О.Ключевский писал: «У каждого поколения могут быть свои идеалы и жалко то поколение, у которого нет никаких». Эти слова остаются актуальными и сегодня, когда в современном российском обществе идет поиск общенациональной идеи. Главным в ее содержании является обращение к духовно-нравственным основам нашего самосознания, которое определяет внутреннее единство российского общества. Одной из таких основ является забота о своем Отечестве, чувство гражданственности и патриотизма, любви к Родине, родной земле, родному языку, своей истории и культуре. Наш земляк, владимирский писатель В.А.Солоухин, справедливо замечал, что любовь к «Родине, которую мы пишем всегда с заглавной буквы» начинается с «любви к родным местам», которая вырастает из детских «жизненных впечатлений»[1].
Но только те впечатления станут стержнем истинного патриотизма и сознательной гражданской позиции, которые основаны на осознании сопричастности к героическому прошлому, талантам земляков и возможности, сохраняя традиции, быть достойными творцами современной истории.
Содержание курса направлено на воспитание у школьников любви к малой Родине, бережное отношение к историческому и культурному наследию предков, что обеспечивает историческую преемственность поколений. Понять историю легче через историю родного края, конкретные человеческие судьбы земляков, историю зданий, улиц, городов. Работа с краеведческим материалом может подвигнуть учащихся к собственным исследованиям. Школьное краеведение – одно из важнейших средств, связывающее обучение и воспитание с жизнью. Оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию способностей. Краеведение помогает приблизить школьное обучение к проблемному пониманию материала, к самостоятельной исследовательской работе. Вместе с тем историческое краеведение воспитывает у школьников любовь к родному краю, гордость за его прошлое и настоящее – качества, на основе которых формируются гражданственность, гордость за своё Отечество.
Актуальной задачей курса является соединение фактологического материала с гражданско-воспитательным потенциалом предмета (через изучение вопросов боевого прошлого, истории святых и святыней земли Владимирской, изучение достижений культуры и быта, др.). Наряду с образовательно-воспитательными задачами школьное краеведение решает и задачи общественно полезного характера. Оно способствует развитию у учащихся навыков общественной работы.
Программа элективного курса составлена для работы с учащимися 5 класса, но ее можно использовать и в других классах.
Изучение родного края включает в себя учебное (его содержание определяется учебной программой) и внеклассное, внешкольное (его содержание строится в соответствии с планом воспитательной системы класса и плана работы школы). Эти два вида находятся в тесной связи и дополняют друг друга: они оба направлены на решение образовательно-воспитательных задач, стоящих перед школой.
Целью курса является создание условий для формирования нравственных убеждений и развитие познавательного интереса школьников к истории и культуре родного края.
Задачи:
1. Приобщение учащихся к историческим и духовным ценностям родного края.
2. Воспитание уважения к культурным и национальным традициям, природе и истории края.
3. Формирование навыков исследовательской работы и поисковой мотивации к краеведческой деятельности.
Методической основой программы, является самостоятельное творчество детей в сочетании с исследовательской деятельностью, чтения, экскурсий, бесед, викторин, праздников, конкурсов, наблюдений.
Все задания имеют практическую направленность и требуют от ребенка разнообразной деятельности как в классе на уроке, так и вне школы. Работы могут быть выполнены самостоятельно и с помощью родителей.
Методы работы:
- Словесные методы: рассказ, беседа, сообщения – эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- Наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развития мышления детей;
- Практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практической работы.
Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений детей.
Тематическое планирование курса
№
п/
п
|
Наименование разделов и тем
|
часы
|
Виды и формы деятельности учащихся
|
1
|
Вводное занятие
Древнейшая история Владимирского края
|
2
|
Реконструкция природных условий доисторической эпохи, как происходило заселение и освоение территории Владимирского края.
Посещение краеведческого музея
|
2
|
Как мы узнаем о далеком прошлом
|
2
|
Наука «археология»: доказательством разносторонней деятельности служат различные материальные свидетельства, которые сохраняются в течение миллионов лет. Археологи находят их, изучают и восстанавливают картину жизни человека в далеком прошлом:
Уваров Александр Сергеевич, Бадер Отто Николаевич, Воронин Николай Николаевич, Герасимов Михаил Михайлович, Городцов Василий Алексеевич.
|
3
|
Осколки и обломки прошлого
|
2
|
Понятие «культурного слоя».
Экскурсия в Краеведческий музей.
|
4
|
Хронология.
|
2
|
Способы датировки археологических находок
|
5
|
Каменный век
Палеолит
|
2
|
Древнейшие археологические памятники Владимирской области относятся к верхнему (позднему) палеолиту. Именно в это время человек вслед за отступающим ледником начал осваивать центральные районы Русской равнины. Первые люди на территории нашего края появились, вероятно, в один из периодов потепления, около 25-30 тысяч лет назад.
|
6
|
Каменный век
Мезолит
|
2
|
После отступления ледника человечество вступило в новую эпоху - мезолит (среднекаменный век).
|
7
|
Каменный век
Неолит
|
2
|
Эпоха новокаменного века - неолита – на Владимирской земле охватывала период со второй половины VI до начала II тысячелетий до н. э.
|
8
|
Каменный век
Сунгирь
Волосовская культура
|
2
|
Мировую известность приобрела стоянка Сунгирь под Владимиром.
В середине третьего тысячелетия до н. э. на территории края расселились племена волосовской культуры, получившей свое название по стоянке у деревни Волосово, где впервые была открыта эта культура.
|
9
|
Бронзовый век Фатьяновская культура
|
2
|
В бронзовом веке по верхнему течению Волги и области Волго-Окского междуречья расселились племена, вышедшие, по-видимому, с верховьев Днепра и оставивших нам так называемые фатьяновские могильники.
|
10
|
Бронзовый век Позняковская культура
|
2
|
Во второй половине II тыс. до н.э. в среднем течении р. Оки сложилась очень своеобразная поздняковская культура.
|
11
|
Бронзовый век
Абашевская культура
|
2
|
Археологическая культура бронзового века была распространена во второй половине II тыс. до н. э. на территории современных Воронежской области, Республики Марий-Эл, Чувашии и Башкортостана.
|
12
|
Железный век
Дьяковская культура
|
2
|
Археологическая культура VII-V веков до н.э., характерная для западной части территории между Волгой и Окой. Название получила по Дьякову городищу раннего железного века (ныне в Москве, в черте музея-заповедника Коломенское)
|
13
|
Железный век
Городецкая культура
|
2
|
Культура городищ «рогожной керамики», археологическая культура, распространённая в 7 в. до н. э. — 5 в. н. э. в среднем и нижнем течении Оки, в бассейне рр. Мокша и Цна и Среднего Поволжье.
|
14
|
Финно - угорские племена: общее
|
1
|
Финно-угры занимали обширную территорию в Северной Евразии…
|
15
|
Финно - угорские племена:
меря, весь, мурома
|
2
|
Упомянуты в VI веке готским летописцем Иорданом под названием мерен. Наш регион в раннем средневековье представлял собой отрезок Волжского торгового пути и был пограничным для летописных племен мери, муромы, мордвы и черемис (мари).
|
16
|
Заключительные занятия
|
2
|
Защита творческих работ
|
17
|
Итоговое повторение
|
2
|
|
|
Итого:
Резерв:
|
33
2
|
|
Литература
1. Археологическая карта России. Владимирская область. М., 1995.
2. Бадер О.Н. Сунгирь. Верхнепалеолитическая стоянка. – М.: Наука, 1978
Бадер О., Зыбковец В. Следы эпох.// Интересное о крае. Люди, история, жизнь, природа земли Владимирской. Краеведческий сборник. Ярославль, Верх.-Волж. кн.изд., 1973
3. Бейлекчи. В. Истина прячется в земле. Альманах « Памятники Отечества», № 54.
4. Лебедев В.А.История Вязниковского края с древнейших времен до н. ХХ века. Учебное пособие. Вязники, 2003
5. Искусство каменного века (Лесная зона Восточной Европы) / С.В. Ошибкина, Д.А. Крайнов, М.П. Зимина. – М.: Наука, 1992
6. История Владимирского края. Учебное пособие для старших классов школ Владимирской области/ Под ред. д.п.н., профессора ВГПУ Д.И.Копылова. - ООО "Дюна", Владимир, 2001.
7. История Мурома и Муромского края с древнейших времен до конца двадцатого века. Учебное пособие.- Муром, 2001.
8. Окский бассейн в эпоху камня и бронзы / Под ред. В.М.Раушенбах. – М.: Сов. Россия, 1970
9. Уваров А.С. Археология России. Каменный век. М.1881
10. Фролов Н.В., Фролова Э.В. История земли Ковровской. Часть I. С древнейших времён до 1804 года. – Ковров, БЭСТ-В, 1997.
[1] Солоухин В.А. Камешки на ладони. – М, 1988, с. 26-27.
|